Вс. Сен 19th, 2021

Рабочая программа  II вида по программе Катаевой Л.И “Работа психолога с застенчивыми детьми”.

Пояснительная записка.

Всем приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, не­решительность, робость, испытывают сложности при обще­нии со сверстниками и взрослыми. Застенчивость — слож­ное состояние, и оно может оказывать самые разнообразные воздействия — от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.

Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Наверное, ее можно назвать наиболее распространенной при­чиной, осложняющей общение.

Последствия застенчивости могут быть удручающими:

✓ отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга дру­зей и знакомых;

✓ невозможность выразить свое мнение и отстоять свои пра­ва;

✓ боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мне­нию ребенка (или взрослого), какая-то эмоциональная угроза, и т.д.

 

На сегодняшний день в психологии распространена точ­ка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии малыша с другими людьми и впослед­ствии закрепляется.

Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформи­ровать у него желание общаться — задача и психолога, я педагогов, и родителей. Она вполне разрешима, если на­чать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недо­статок». Осознание своей застенчивости не только не по­могает, а, наоборот, мешает ее преодолеть. Фиксация вни­мания на особенностях своего характера и поведения вы­зывает еще большую скованность, усиливает неуверен­ность и страх перед общением.

Необходимо:

✓ постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и сво­их силах;

✓ привлекать ребенка к выполнению различных поруче­ний, связанных с общением;

✓ расширять круг знакомств, чаще приглашать к себе до­мой друзей, брать ребенка в гости к знакомым людям, раз­нообразить маршруты прогулок — предоставить ребенку определенную меру свободы и открытых действий, сдер­живая свое беспокойство и желание все сделать за него.

Общение с застенчивыми детьми требует осторожности и деликатности, так как их реакция на вмешательство взрос­лого может быть совершенно неожиданной.

Особая тактичность ожидается от воспитателя: в груп­пе, перед другими детьми, неуверенность ребенка возраста­ет, и он острее реагирует на все обращенные к нему слова и действия.

Чем же в такой ситуации может помочь психолог?

1. Выявить причину данного состояния в каждом отдель­ном случае.

2. Направить ребенка к соответствующим специалистам при обнаружении явной патологии.

3. Создать благоприятную для ребенка среду (прибли­зить условия детского сада к домашним, разрешить детям свободно передвигаться по всему учреждению, обеспечить доброжелательное отношение воспитателей и специалистов к своим подопечным, постоянно внушая им уверенность в своих силах, давать детям различные поручения, требую­щие вступления в контакт со взрослыми).

4. Проводить коррекционные занятия, предваритель­но разделив детей на подгруппы по сходству причин возник­новения застенчивости, закомплексованности.

Материалом занятий служат игры и упражнения, спо­собствующие развитию коммуникативных способностей

Задачи: ✓ преодолеть застенчивость, замкнутость, скованность, не­решительность, двигательно раскрепоститься;

✓ развить язык жестов, мимики и пантомимики, понять, что, кроме речевых, существуют и другие средства обще­ния;

✓ познакомиться с эмоциями человека, осознать собствен­ные эмоции, научиться распознавать эмоциональные ре­акции других людей и развить умение адекватно выражать свои эмоции;

✓ развить навыки совместной деятельности, воспитать доб­рожелательное отношение друг к другу.

Продолжительность каждого занятия составляет 25-30 минут.

Цикл занятий рассчитан на семь месяцев, они про­водятся один раз в неделю..

Желательно, чтобы группа состояла из четырех—шес­ти детей в возрасте 4-6 лет.

Набор детей в группу осуществляется согласно диагностике:

  1. Наблюдения.
  2. Анкета для педагогов Моя группа».
  3. Диагностика неконструктивного поведения детей (дети с комформным типом поведения).

Планирование составлено на основе рабочей программы Катаевой Л.И.: скачать: КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Застенчивые

 


 

Просмотры 14 , Сегодня 4 

Добавить комментарий