Рабочая программа II вида по программе Катаевой Л.И “Работа психолога с застенчивыми детьми”.
Пояснительная записка.
Всем приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Застенчивость — сложное состояние, и оно может оказывать самые разнообразные воздействия — от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.
Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Наверное, ее можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение.
Последствия застенчивости могут быть удручающими:
✓ отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;
✓ невозможность выразить свое мнение и отстоять свои права;
✓ боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка (или взрослого), какая-то эмоциональная угроза, и т.д.
На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии малыша с другими людьми и впоследствии закрепляется.
Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться — задача и психолога, я педагогов, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своей застенчивости не только не помогает, а, наоборот, мешает ее преодолеть. Фиксация внимания на особенностях своего характера и поведения вызывает еще большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением.
Необходимо:
✓ постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах;
✓ привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением;
✓ расширять круг знакомств, чаще приглашать к себе домой друзей, брать ребенка в гости к знакомым людям, разнообразить маршруты прогулок — предоставить ребенку определенную меру свободы и открытых действий, сдерживая свое беспокойство и желание все сделать за него.
Общение с застенчивыми детьми требует осторожности и деликатности, так как их реакция на вмешательство взрослого может быть совершенно неожиданной.
Особая тактичность ожидается от воспитателя: в группе, перед другими детьми, неуверенность ребенка возрастает, и он острее реагирует на все обращенные к нему слова и действия.
Чем же в такой ситуации может помочь психолог?
1. Выявить причину данного состояния в каждом отдельном случае.
2. Направить ребенка к соответствующим специалистам при обнаружении явной патологии.
3. Создать благоприятную для ребенка среду (приблизить условия детского сада к домашним, разрешить детям свободно передвигаться по всему учреждению, обеспечить доброжелательное отношение воспитателей и специалистов к своим подопечным, постоянно внушая им уверенность в своих силах, давать детям различные поручения, требующие вступления в контакт со взрослыми).
4. Проводить коррекционные занятия, предварительно разделив детей на подгруппы по сходству причин возникновения застенчивости, закомплексованности.
Материалом занятий служат игры и упражнения, способствующие развитию коммуникативных способностей
Задачи: ✓ преодолеть застенчивость, замкнутость, скованность, нерешительность, двигательно раскрепоститься;
✓ развить язык жестов, мимики и пантомимики, понять, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения;
✓ познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развить умение адекватно выражать свои эмоции;
✓ развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательное отношение друг к другу.
Продолжительность каждого занятия составляет 25-30 минут.
Цикл занятий рассчитан на семь месяцев, они проводятся один раз в неделю..
Желательно, чтобы группа состояла из четырех—шести детей в возрасте 4-6 лет.
Набор детей в группу осуществляется согласно диагностике:
- Наблюдения.
- Анкета для педагогов Моя группа».
- Диагностика неконструктивного поведения детей (дети с комформным типом поведения).
Планирование составлено на основе рабочей программы Катаевой Л.И.: скачать: КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Застенчивые