Пт. Июл 12th, 2024
Кубики Блума, своими руками, что это, как сделать

В статье рассмотрим что представляет собой технология, на что она направлена, как ее использовать и изготовить.

Теоретические основы.

Кубики Блума, своими руками, что это, как сделать

Бенджамин Сэмюэл Блум (21 февраля 1913 — 13 сентября 1999) — американский психолог методов обучения, создатель таксономии Блума.

Кубики Блума, своими руками, что это, как сделать

«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми»
Б.Блум.

Технология Кубик Блума – это педагогический метод, разработанный американским педагогом и психологом Бенджамином Блумом для развития критического мышления и активного обучения. Этот метод включает в себя использование специального кубика, на гранях которого написаны слова или фразы, обозначающие тип вопроса. Этот метод помогает развивать критическое мышление, умение анализировать и синтезировать информацию, а также способствует активному участию в учебном процессе.

В течение многих лет специалисты в области образования стремились разработать наглядную и доступную теорию, которая помогла бы педагогам в эффективном и систематическом развитии навыков мышления у обучающихся. Самой известной моделью, описывающей процесс мышления, является Таксономия Блума (Bloom’s Taxonomy). Данная модель состоит из навыков мышления, структурированных от самого базового до самого продвинутого уровня.

Что такое таксономия Блума?

Таксономия — это наука о классификации сложных иерархических систем. Так же называют и сам принцип организации объектов от низшего к высшему. Часто его изображают в виде древовидной структуры или пирамиды.
Таксономия Блума — это система учебных целей, которые классифицированы по принципу «от простого к сложному». На практике она служит своеобразным навигатором: с её помощью педагогам и методистам удобно выстраивать как отдельные занятия, так и целые программы, находить нужные задачи и инструменты оценивания под каждый этап обучения.

Многие педагоги уже понимают, что необходимо организовывать работу с ребенком таким образом, чтобы он умел работать с любыми информационными полями, обладал развитым воображением и критическим мышлением и имел навыки работы с творческими задачами. Только при наличии этих качеств можно гарантировать полноценную подготовку подрастающего человека к будущей жизни.

Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.

Актуальность данной технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

Одно важное уточнение: в 2001 году таксономию пересмотрела другая группа учёных. Они действовали под руководством коллеги Блума Дэвида Крэтвола (он был ведущим учёным в группе, создавшей первую систему) и ученика Блума Лорина Андерсона. Те, во-первых, модернизировали таксономию, а во-вторых — сделали её удобнее для педагогов и методистов.

Сегодня по всему миру используют именно эту систему — изменённую и дополненную. Называют её по-прежнему таксономией Блума, хотя в некоторых зарубежных источниках используют и название revised taxonomy, то есть пересмотренная таксономия.

Как выглядит пересмотренная таксономия Блума?

Иерархию учебных целей (и первую, и вторую) обычно изображают как пирамиду — в её основании самые базовые цели и соответствующие им навыки, а на пике — сложные и многокомпонентные.

При этом считается, что каждый новый уровень как бы продолжает следующий. То есть, чтобы перейти к целям высшего порядка, сначала нужно разобраться с низшими. В новой уровни обозначены в глагольной форме, хотя на русском языке для их обозначения продолжают использовать существительные.

Первая таксономия была «одномерной», то есть включала только когнитивные операции со знанием. А вот новая уже «двухмерная» — она учитывает операции с разными типами знаний.

Варианты использования «Кубика Блума» на занятиях.

«Кубик Блума» универсален. Его можно использовать практически по любой изучаемой теме. Технология «Кубик Блума» позволяет провести повторение, обобщение знаний, наблюдение достижения обучающимися определенных уровней мышления

Возможны два варианта:

– Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии-когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.
– Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.
Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. “Кубик Блума” уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.

Работа с кубиком строится по определенному алгоритму:

1.  Педагог формулирует тему, которая будет обсуждаться на занятии.
2.  На первом этапе педагог бросает фигуру сам, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.
3.  Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают все дети по очереди.
4.  Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала.
5.  Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
6.  В конце игры педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ был самым интересным, познавательным, что бы еще хотели узнать по данной теме.
7.  Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Необходимый материал для работы по технологии.

Понадобится обычный бумажный кубик, на гранях которого написано: Назови /  Почему /     Объясни/  Предложи /  Придумай/  Поделись. Эти вопросы в доступной для детей форме отражают выстроенную технологией систуму: Знание, Понимание, Применение, Анализ, Синтез и Оценка.

Кубики Блума, своими руками, что это, как сделать
Кубики Блума, своими руками, что это, как сделать

Можно использвать тканевую фигуру или пластиковые кубики. Для дошкольников можно использовать иллюстрации на гранях и готовые вопросы на каждой грани.
Я делаю по 2-4 вопроса на каждой грани, чтобы разнообразить задания. На фото пример с наклеенными на кластиковые кубики гранями. Такие кубики можно легко распечать на бумаге или сразу на картоне, склеить. Я делаю сборно-разборную можель, поэтому после кубик можно разобрать и сложить плоским в папку. примеры таких кубиков в разделе: Кубики Блума.

Вы можеет самостоятельно сделать такой кубик и сформулировать вопросы. Схема-подсказка вам в помощь:

Таким образом, пособие Кубик Блума является
– многофункциональным (возможно его использование в разных видах деятельности: в работе с целой группой, в парах, в подгруппах и индивидуально);
– вариативным (пособие применяется для закрепления темы, проведения рефлексии, уточнения/изучения знаний детей о теме, помогает организовать как учебную, так и игровую деятельность);
– безопасным (используется для создания цветная бумага, кубик, картинки, распечатанные на принтере; легкое)
Использование приема “Кубик Блума” только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников. Можно вначале попробывать готовые разработки, а потом придумывать свои кубики!

Можно сделать универсальный кубик или использовать к разным занятиям тематические: идеи и примеры можно посмотреть тут: Кубики Блума

А еще можно сделать унивесальное пособие – увеличенный шаблон кубика с гранями. Можно собрать 1 раз и на каждое занятие приклеивать на липучки или вставлять ф вайл новые вопросы или картинки по новой теме.

Loading

Добавить комментарий