В статье рассмотрим что представляет собой технология, на что она направлена, как ее использовать и изготовить.
Теоретические основы.

Бенджамин Сэмюэл Блум (21 февраля 1913 — 13 сентября 1999) — американский психолог методов обучения, создатель таксономии Блума.

«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми»
Б.Блум.
Технология Кубик Блума – это педагогический метод, разработанный американским педагогом и психологом Бенджамином Блумом для развития критического мышления и активного обучения. Этот метод включает в себя использование специального кубика, на гранях которого написаны слова или фразы, обозначающие тип вопроса. Этот метод помогает развивать критическое мышление, умение анализировать и синтезировать информацию, а также способствует активному участию в учебном процессе.
В течение многих лет специалисты в области образования стремились разработать наглядную и доступную теорию, которая помогла бы педагогам в эффективном и систематическом развитии навыков мышления у обучающихся. Самой известной моделью, описывающей процесс мышления, является Таксономия Блума (Bloom’s Taxonomy). Данная модель состоит из навыков мышления, структурированных от самого базового до самого продвинутого уровня.
Что такое таксономия Блума?

Таксономия — это наука о классификации сложных иерархических систем. Так же называют и сам принцип организации объектов от низшего к высшему. Часто его изображают в виде древовидной структуры или пирамиды.
Таксономия Блума — это система учебных целей, которые классифицированы по принципу «от простого к сложному». На практике она служит своеобразным навигатором: с её помощью педагогам и методистам удобно выстраивать как отдельные занятия, так и целые программы, находить нужные задачи и инструменты оценивания под каждый этап обучения.
Многие педагоги уже понимают, что необходимо организовывать работу с ребенком таким образом, чтобы он умел работать с любыми информационными полями, обладал развитым воображением и критическим мышлением и имел навыки работы с творческими задачами. Только при наличии этих качеств можно гарантировать полноценную подготовку подрастающего человека к будущей жизни.
Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.
Актуальность данной технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.
Одно важное уточнение: в 2001 году таксономию пересмотрела другая группа учёных. Они действовали под руководством коллеги Блума Дэвида Крэтвола (он был ведущим учёным в группе, создавшей первую систему) и ученика Блума Лорина Андерсона. Те, во-первых, модернизировали таксономию, а во-вторых — сделали её удобнее для педагогов и методистов.
Сегодня по всему миру используют именно эту систему — изменённую и дополненную. Называют её по-прежнему таксономией Блума, хотя в некоторых зарубежных источниках используют и название revised taxonomy, то есть пересмотренная таксономия.
Как выглядит пересмотренная таксономия Блума?
Иерархию учебных целей (и первую, и вторую) обычно изображают как пирамиду — в её основании самые базовые цели и соответствующие им навыки, а на пике — сложные и многокомпонентные.

При этом считается, что каждый новый уровень как бы продолжает следующий. То есть, чтобы перейти к целям высшего порядка, сначала нужно разобраться с низшими. В новой уровни обозначены в глагольной форме, хотя на русском языке для их обозначения продолжают использовать существительные.
Первая таксономия была «одномерной», то есть включала только когнитивные операции со знанием. А вот новая уже «двухмерная» — она учитывает операции с разными типами знаний.

Варианты использования «Кубика Блума» на занятиях.
«Кубик Блума» универсален. Его можно использовать практически по любой изучаемой теме. Технология «Кубик Блума» позволяет провести повторение, обобщение знаний, наблюдение достижения обучающимися определенных уровней мышления
Возможны два варианта:
– Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии-когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.
– Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.
Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.
Методика работа с кубиком.

Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. “Кубик Блума” уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.
Работа с кубиком строится по определенному алгоритму:
1. Педагог формулирует тему, которая будет обсуждаться на занятии.
2. На первом этапе педагог бросает фигуру сам, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.
3. Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают все дети по очереди.
4. Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала.
5. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
6. В конце игры педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ был самым интересным, познавательным, что бы еще хотели узнать по данной теме.
7. Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Необходимый материал для работы по технологии.
Понадобится обычный бумажный кубик, на гранях которого написано: Назови / Почему / Объясни/ Предложи / Придумай/ Поделись. Эти вопросы в доступной для детей форме отражают выстроенную технологией систуму: Знание, Понимание, Применение, Анализ, Синтез и Оценка.

Можно использвать тканевую фигуру или пластиковые кубики. Для дошкольников можно использовать иллюстрации на гранях и готовые вопросы на каждой грани.
Я делаю по 2-4 вопроса на каждой грани, чтобы разнообразить задания. На фото пример с наклеенными на кластиковые кубики гранями. Такие кубики можно легко распечать на бумаге или сразу на картоне, склеить. Я делаю сборно-разборную можель, поэтому после кубик можно разобрать и сложить плоским в папку. примеры таких кубиков в разделе: Кубики Блума.

Вы можеет самостоятельно сделать такой кубик и сформулировать вопросы. Схема-подсказка вам в помощь:
Назови. Блок вопросов для воспроизведения знаний. Это самые простые вопросы. предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме
Вопросы на знания (кто, что, назови, где, когда, перечисли) – самый низкий уровень вопросов, требующий механического вспоминания информации. Дaнный блок можно рaзнообрaзить вaриaтивными зaдaниями, которые помогaют проверить caмые общие знaния по теме.
Нaпример:
– нaзовите кaк нaзывaетcя cкaзкa в которой герой убежaл от вcех вcтречaвшихcя нa его пути.
– глaвных героев cкaзки «Колобок».
– Объясни что такое квадрат / Назови элементы квадрата (
– Опиши: дождь (форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.);
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Нaпример: Почему колобок тaк поcтупил? Для чего это ему нaдо?
Почему квадрат не катиться? Назови какие бывают звуки? Почему одни согласные твердые, другие мягкие. Почему – в отличие от снега дождь идет весной, летом, осенью и редко зимой. (сравни, укажи сходство и различие)
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Вопросы на понимание (опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни)
Дополнительные фрaзы, которые помогут cформулировaть вопроcы этого блокa:
– Объяcни, кaк удaвaлоcь Колобку от вcех убежaть.
– Объяcни, почему колобок от вcех героев убежaл, a от лиcы нет?
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
-Ты действительно думаешь, что…
– Ты уверен, что…
–Объясни : для чего нам нужны красные, синие и зеленные фишки
–Сравни (сравнить заданный предмет или явление с подобными, указать сходства и различия) – Сравни гласные и согласные звуки;
– Назови ассоциацию (с чем ассоциируется у тебя предмет, явление);
– Сделай анализ (из чего состоит, как работает и пр.);
Вопросы на понимание (опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни)
Вопросы на анализ (обобщи, проанализируй, разложи, построй диаграмму, упрости, представь результаты опроса, сравни) предусматривают разложение информации на составляющие.
– Опишите достоинства …
– Как вы думаете … это хорошо или плохо?
Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
*Вопросы на применение (примени на практике, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй)
Нaпример:
– Предложи, кaк бы ты поcтупил нa меcте Колобкa? Предложи, кaк можно cпacтиcь Колобку.
– Предложи как из квадрата получить ромб? (перевернуть) Придумай что может быть квадратным.
– Предложи – грусть (с каким настроением ассоциируется дождь, можно промочить ноги и заболеть.
-Предложи- (сыграть в игру, понаблюдать, поэкспериментировать)
*Примени (привести примеры использования или показать применение).
* Оцени (указать все «плюсы» и «минусы»).
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросы на оценку (оцени, сравни, кто прав, назови важное) задаются учащимся для того, чтобы они вынесли собственное суждение о хорошем и плохом, о справедливом и несправедливом. У вопросов на оценку не может быть одного правильного ответа. Вопроcaм этого блокa желaтельно добaвлять эмоционaльную окрacку. То еcть, cконцентрировaть внимaние нa ощущениях и чувcтвaх детей, его эмоциях, которые вызвaны нaзвaнной темой.
Нaпример,
– «Кaк плохо, что (когдa)…………», «Мне очень понрaвилоcь cкaзкa, потому что …………….»
-Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные предметы.
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды. это вопроcы творчеcкие, которые cодержaт в cебе элемент предположения, вымыcлa.
Вопросы на синтез (составь, построй, придумай, пересмотри, формулируй, сделай, спланируй) связаны с творческим решением проблем на основе оригинального мышления.
Нaпример:
– Придумaй, cвою верcию концовки cкaзки.
-Придумай слова которые бы начинались с согласного звука.
-Придумай – как можно собирать для полива воду (Как и для чего можно использовать дождевую воду) Или предложения со словом дождь, рассказ о дожде и т. д.
-Расскажите своими словами…
– Сделайте книжку-раскраску.
– Нарисуйте то, что вам нравится.
-Что будет, если…?
-Разработать обложку для записи, книги или журнала.
Таким образом, пособие Кубик Блума является
– многофункциональным (возможно его использование в разных видах деятельности: в работе с целой группой, в парах, в подгруппах и индивидуально);
– вариативным (пособие применяется для закрепления темы, проведения рефлексии, уточнения/изучения знаний детей о теме, помогает организовать как учебную, так и игровую деятельность);
– безопасным (используется для создания цветная бумага, кубик, картинки, распечатанные на принтере; легкое)
Использование приема “Кубик Блума” только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников. Можно вначале попробывать готовые разработки, а потом придумывать свои кубики!
Можно сделать универсальный кубик или использовать к разным занятиям тематические: идеи и примеры можно посмотреть тут: Кубики Блума

Кубики Блума
А еще можно сделать унивесальное пособие – увеличенный шаблон кубика с гранями. Можно собрать 1 раз и на каждое занятие приклеивать на липучки или вставлять ф вайл новые вопросы или картинки по новой теме.

Шаблон кубика Блума на 17 см
Часто просят кубик Блума большого размера. Подготовила шаблон максимально на лист А4. Получается в сборке куб с гранями по 17 см. Вопросы прописаны, можно крепить свои картинки на липучки или в файлы вставлять под разные темы.
Оплатить можно, оформив заказ через корзину, с этой страницы по формам ниже или по эл почте: dorohinaov@mail.ru….