Семинар предназначен для педагогов ДОУ.
Цель: повышение уровня теоретической и методической подготовки педагогов по проблеме развития восприятия и сенсорики у детей.
Задачи:
– знакомство с видами восприятия,
-диагностика особенностей своего восприятия,
– знакомство с приемами развития восприятия у детей,
– компьютерные технологии для развития восприятия детей в помощь воспитателю.
Оборудование: бумажные полоски длиной 15-20см, игры на сенсорику («Рамки вкладыши», «Тактильные дощечки». «Звуковые коробочки», «Подбери по цвету и форме» и др.), презентация «Обманы зрения», компьютерные игры по списку.
Восприятие – основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
|
Ход семинара.
- 1. Консультация «Особенности восприятия».
Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие – процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов.
Восприятие строится на основе ощущений, сенсорных эталонов, на основе активного поиска признаков для формирования образа предметов. Оно является основой ориентации человека в окружающем мире и обществе.
Восприятие опирается не только на ощущения, которые каждое мгновение позволяют чувствовать окружающий мир, но и на предыдущий опыт растущего человека. Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью. Так, дети трех-четырех лет не узнают на утреннике переодетую в костюм лисицы воспитательницу, хотя ее лицо и открыто. Если детям попадается изображение незнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет.
На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны – представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.
Таким образом, развитие восприятия в дошкольном возрасте – это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.
Каждый вид восприятия проходит ряд этапов формирования в период дошкольного детства и является сензитивным, самым благоприятным для его развития.
В структуре восприятия выделяют 2 основные подструктуры: виды и свойства.
Виды.
Выделяют простые, сложные и специальные виды восприятия.
К простым относят восприятие
ü величины,
ü цвета (дошкольники должны различать не менее 12 цветов и оттенков),
ü формы (названия основных геометрических фигур, соотношение предмета с формой)
При оценке восприятия величины большое внимание уделяется развития глазомера.
Диагностика №1. Определить на глаз середину полоски, затем середину у двух получившихся отрезков. Проверить себя складыванием полоски 2 раза пополам. Норма – отклонение на1-2 мм.
Диагностика №2. Определить на глаз длины демонстрируемых полосок бумаги. Сверить с достоверными данными.
Сложные представляют собой сочетания простых.
К специальным относятся восприятие
– времени,
– пространства,
– движения.
При восприятии времени как мы можем определить промежуток времени? (ответы) А в изолированной комнате? (ответы). Это врожденное чувство или приобретенное? (нет, оно развивается с опытом, может быть определено ритмическими процессами, происходящими в организме – сердцебиение, дыхание, режим дня)
Диагностика №3. Определить какой промежуток времени прошел, не ведя счет (40 и 60 сек.). Сравнить ответы и сделать вывод.
Восприятие ребенка не совершенно, требует развития. Но доже взрослого человека оно может подвести. Были ли с вами такие случаи? (ответы)
Демонстрация презентации «Обманы зрения».
- 2. Практикум. Игры на развитие восприятия.
Знакомство с играми «Рамки вкладыши», «Тактильные дощечки». «Звуковые коробочки», «Подбери по цвету и форме» и др.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ.
Педагогам демонстрируются игры по развитию восприятия, имеющиеся в ДОУ, паспорта на них.
Таблица 2. Развивающие возможности компьютерных игр (приведены некоторые из игр, используемых нами в процессе подготовки детей к школе).
Познавательный
процесс Компьютерная игра |
Использование |
Восприятие |
|
||
Незнайкина грамота | ИГ |
+ |
Мир вокруг нас | ИГ |
+ |
Цвета и формы | ИГ |
+ |
Супердетки «Тренировка мышления». | ИГ |
+ |
Несерьезные уроки. Учимся мыслить логически 1 часть. | ИГ |
+ |
Несерьезные уроки 2. Учимся думать | ИГ |
+ |
Учимся пользоваться мышкой. | ИГ |
+ |
День спящего дракона. | ИГ |
+ |
Игродром. | ИГ |
+ |
Развивайка для первоклашек. 5-7 лет. | ИГ |
+ |
Смешарики. Калейдоскоп игр. | ИГ |
+ |
Смешарики. Калейдоскоп игр 2 | ИГ |
+ |
Страна чисел | ИГ |
+ |
Собери фигуру из частей прямоугольника (Liqurid Crystalz Puzzle). | ИГ |
+ |
Фантазеры. Талантливый дизайнер. | ИГ |
+ |
Танграмм. | ИГ |
+ |
Серия игр Гарфилд (Основы грамматики и письма, Основы чтения, Учим цвета и формы предметов, Учим цифры и др.) | ИГ |
+ |
Рыбка Фредди | ИГ |
+ |
Маленький гений. Учимся читать | ИГ |
+ |
Маленький гений. Учимся считать | ИГ |
+ |
Болек и Лелек в детском саду | ИГ |
+ |
Антошка «Научное приключение» | ИГ |
+ |
Использование: И – индивидуальная работа, Г – групповая на интерактивной доске.
Игры, понравившиеся педагогам, проигрываются.
Рекомендации педагогам и родителям по развитию восприятия и сенсорики
Учить детей различать предметы на ощупь. Формировать умение выделять признаки в предмете. Учить соотносить предметы по величине. Учить способам распознающего наблюдения. Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление. Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом. Формировать умение составлять из частей целое. Учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией. Различать основные признаки разных времен года. Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.
Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом. Формировать сенсорные эталоны формы. Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали. Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.
Упражнения и игры для развития восприятия и сенсорики
«Перевертыши». Превратить крут, треугольник, квадрат в любой рисунок.
«Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентация в пространстве по плану-схеме.
«Звезды на небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественным.
«Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры. «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов.
«Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте.
«Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.
«О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь,
«Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки. «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.