Вс. Сен 19th, 2021

Семинар предназначен для педагогов ДОУ.

Цель: повышение уровня теоретической и методической подготовки педагогов по проблеме развития восприятия и сенсорики у детей.

Задачи:

– знакомство с видами восприятия,

-диагностика особенностей своего восприятия,

– знакомство с приемами развития восприятия у детей,

– компьютерные технологии для развития восприятия детей в помощь воспитателю.

Оборудование: бумажные полоски длиной 15-20смигры на сенсорику («Рамки вкладыши», «Тактильные дощечки». «Звуковые коробочки», «Подбери по цвету и форме» и др.), презентация «Обманы зрения», компьютерные игры по списку.

Восприятие – основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

 

Ход семинара.

  1. 1.     Консультация «Особенности восприятия».

Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие – процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов.

Восприятие строится на основе ощущений, сенсорных эталонов, на основе активного поиска признаков для формирования образа предметов. Оно является основой ориентации человека в окружающем мире и обществе.

Восприятие опирается не только на ощущения, которые каждое мгновение позволяют чувствовать окружающий мир, но и на предыдущий опыт растущего человека. Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью. Так, дети трех-четырех лет не узнают на утреннике переодетую в костюм лисицы воспитательницу, хотя ее лицо и открыто. Если детям попадается изображение незнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет.

На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны – представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.

Таким образом, развитие восприятия в дошкольном возрасте – это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.

Каждый вид восприятия проходит ряд этапов формирования в период дошкольного детства и является сензитивным, самым благоприятным для его развития.

 

В структуре восприятия выделяют 2 основные подструктуры: виды и свойства.

Виды.

Выделяют простые, сложные и специальные виды восприятия.

К простым относят восприятие

ü величины,

ü цвета (дошкольники должны различать не менее 12 цветов и оттенков),

ü формы (названия основных геометрических фигур, соотношение предмета с формой)

При оценке восприятия величины большое внимание уделяется развития глазомера.

Диагностика №1. Определить на глаз середину полоски, затем середину у двух получившихся отрезков. Проверить себя складыванием полоски 2 раза пополам. Норма – отклонение на1-2 мм.

Диагностика №2. Определить на глаз длины демонстрируемых полосок бумаги. Сверить с достоверными данными.

 

Сложные представляют собой сочетания простых.

К специальным относятся восприятие

– времени,

– пространства,

– движения.

При восприятии времени как мы можем определить промежуток времени? (ответы) А в изолированной комнате? (ответы). Это врожденное чувство или приобретенное? (нет, оно развивается с опытом, может быть определено ритмическими процессами, происходящими в организме – сердцебиение, дыхание, режим дня)

Диагностика №3. Определить какой промежуток времени прошел, не ведя счет (40 и 60 сек.). Сравнить ответы и сделать вывод.

Восприятие ребенка не совершенно, требует развития. Но доже взрослого человека оно может подвести. Были ли с вами такие случаи? (ответы)

Демонстрация  презентации «Обманы зрения».

  1. 2.     Практикум. Игры на развитие восприятия.

Знакомство с играми «Рамки вкладыши», «Тактильные дощечки». «Звуковые коробочки», «Подбери по цвету и форме» и др.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ.

 

Педагогам демонстрируются игры по развитию восприятия, имеющиеся в ДОУ, паспорта на них.

Таблица 2. Развивающие возможности компьютерных игр (приведены некоторые из игр, используемых нами в процессе подготовки детей к школе).

 

                     Познавательный

процесс

Компьютерная

игра

Использование

Восприятие

Незнайкина грамота ИГ

+

Мир вокруг нас ИГ

+

Цвета и формы ИГ

+

Супердетки «Тренировка мышления». ИГ

+

Несерьезные уроки. Учимся мыслить логически 1 часть. ИГ

+

Несерьезные уроки 2. Учимся думать ИГ

+

Учимся пользоваться мышкой. ИГ

+

День спящего дракона. ИГ

+

Игродром. ИГ

+

Развивайка для первоклашек. 5-7 лет. ИГ

+

Смешарики. Калейдоскоп игр. ИГ

+

Смешарики. Калейдоскоп игр 2 ИГ

+

Страна чисел ИГ

+

Собери фигуру из частей прямоугольника (Liqurid Crystalz Puzzle). ИГ

+

Фантазеры. Талантливый дизайнер. ИГ

+

Танграмм. ИГ

+

Серия игр Гарфилд  (Основы грамматики и письма, Основы чтения, Учим цвета и формы предметов, Учим цифры и др.) ИГ

+

Рыбка Фредди ИГ

+

Маленький гений. Учимся читать ИГ

+

Маленький гений. Учимся считать ИГ

+

Болек и Лелек в детском саду ИГ

+

Антошка «Научное приключение» ИГ

+

 

Использование: И – индивидуальная работа, Г – групповая на интерактивной доске.

 

Игры, понравившиеся педагогам, проигрываются.

Рекомендации педагогам и родителям по развитию восприятия и сенсорики

Учить детей различать предметы на ощупь. Формировать умение выделять признаки в предмете. Учить соотносить предметы по величине. Учить способам распознающего наблюдения. Развивать наблюдательность; учить внимательно и пос­ледовательно рассматривать предмет или явление. Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом. Формировать умение составлять из частей целое. Учить выбирать предметы и соотносить их вели­чину по словесному описанию, действовать в соот­ветствии со словесной инструкцией. Различать основные признаки разных времен года. Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.

Закреплять пространственные представления по кар­тине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом. Формировать сенсорные эталоны формы. Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали. Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.

Упражнения и игры для развития восприятия и сенсорики

«Перевертыши». Превратить крут, треугольник, квадрат в любой рисунок.

«Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентация в про­странстве по плану-схеме.

«Звезды на небе». Соотносить схематическое изоб­ражение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с худо­жественным.

«Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры. «Найди отличия». Учить находить отличия у по­хожих предметов.

«Построй по росту». Построить предметы в ряд со­ответственно их высоте.

«Сложи картинку». Составить из частей целую кар­тинку.

«О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком пред­мете идет речь,

«Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки. «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребе­нок должен узнать предмет.

 

 

Просмотры 7 , Сегодня 1 

Добавить комментарий