Вс. Сен 19th, 2021

Перспективный план по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Старшая группа.

1 квартал

Направления работы

Методические приемы

Диагностика. Определение уровня развития эмоциональной сферы детей, их умения называть, показывать эмоции, определять их пол иллюстрациям и художественному тексту 1. Назови  эмоцию на картинке (радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие).

2. Покажи эмоцию.

3.  Определение эмоции по сюжету.

4. Определение эмоции персонажа художественного текста.

Знакомство с эмоциональными состояниями радость, грусть, обида – Беседы «Что такое радость», «Что такое грусть», «Что такое обида».

– Рассматривание иллюстраций и фотографий с данными эмоциями.

– Музыка и эмоции (определить по музыке эмоцию. Например, П.И. Чайковский «Новая кукла» – радость, Майкапар «Тревожная минутка»).

Знакомство со способами выражения эмоционального состояния – Беседы «Где живут эмоции», «Когда я веселый (грустный, обиженный)».

– Игра «Угадай, что я покажу».

– Танец Радости (грусти, обиды»).

– Этюды на выражение грусти: «Остров плакс», «Пропала собака», «Северный полюс», «Зверята заболели», Я так устал», «Ой-ой-ой живот болит».

-Этюды на выражение радости и удовольствия: «Пришла зима», «Солнышко вернулось», «Битва», неожиданный подарок», «Золотые капельки», «Ласка».

– Рисунки (я обиделся, моя радость, обида).

Формирование позитивного эмоционального отношения к себе – Рисование «Я веселый», «Я в лучах солнца».

Игра «Имя», «Горячий стул».

-Упражнение «Кто я», «Моя любимая игрушка (игра, цвет, одежда)

Распознавание эмоциональных состояний по иллюстрациям – Игры «Раздели на группы по эмоциям» – веселый грустный, обиженный, «Подбери пару по эмоции», «Азбука Эмоций».

– Дорисуй, какое эмоциональное состояние у героя на иллюстрации (по сюжету).

Сочини историю «Что произошло?».

«Два волшебника» (раскрасить 2 одинаковых контура так, чтобы получился злой и добрый волшебник).

«Цветные домики».

Рассматривание иллюстраций к сказка и стихотворениям

Распознавание эмоциональных состояний по художественному тексту Обсуждение эмоциональных состояний персонажей произведений:

– «Уронили мишку на пол…», сказка «Снегурочка»

«Кто из сказочных героев часто… (веселился, грустил, обижался?»

 

 2 квартал

Направления работы

Методические приемы

Знакомство с эмоциональными состояниями злость, удивление, восторг, вина. Беседы «Что такое злость», «Что такое удивление», «Что такое восторг».

этюды на выражения удивления «»Бабушка приехала», «Игрушка-сюрприз», «Вожатый удивился».

Знакомство со способами выражения эмоционального состояния Беседа «Кто может злиться?», «Почему мы удивляемся?», «Что такое восторг».

Этюды на выражение гнева: «Сердитая старуха», «Драка», «Гневная гиена».

Этюды на выражение вины: «Мамина ваза», «Чуня-хвастунишка».

Этюды на выражение удивления: «»Фокусник», «Круглые глаза».

Игра «Зеркало», «Угадай кто поет» (угадать эмоцию с которой спета песня).

Танец злости (восторга).

Формирование позитивного эмоционального отношения к себе Игра «Назови свои сильные стороны», «Я умею».

Упражнение «Я был, я буду».

«Поговорим о настроении»

«Называйте меня» (цепочкой ласковые сравнения ромашкой, котенком…)

Формирование позитивного эмоционального отношения к своим близким Игровое упражнение «Нравится – не нравится».

Чтение «Посидим в тишине» Е. Благиной.

Этюд «Папа злится».

Распознавание эмоциональных состояний по иллюстрациям Рисуем море (по сказке о рыбаке и рыбке).

Игры «Раздели на группы по эмоциям» – злой, удивленный, провинившийся, «Подбери пару по эмоции», «Азбука Эмоций».

«Цветные эмоции»

Рассматривание иллюстраций к сказка и стихотворениям

Распознавание эмоциональных состояний по художественному тексту Обсуждение эмоциональных состояний персонажей произведений:

– «Федорино горе» (удивление, грусть)

– «Лягушка царевна» (вина, радость, грусть)

Упражнение «Вспомни сказку» (где персонажи удивляются, злятся, испытывают восторг или вину).

3 квартал

Направления работы

Методические приемы

Знакомство с эмоциональными состояниями гнев, испуг, спокойствие, интерес. Беседы «Что такое гнев», «Когда я бываю злым», «Спокойствие», «Когда мне интересно», Что бывает страшным».

Рассматривание иллюстраций с эмоциональными состояниями гнева, спокойствия, интереса, испуга.

 

Знакомство со способами выражения эмоционального состояния Этюды на выражения интереса «Новая книга», «Облака», «Капитан и карта», «Собака принюхивается».

Этюды на выражение страха: «Ночные звуки», «Два товарища».

Игра «Передай чувство».

Игра «Смешинки и злючки»

Формирование позитивного эмоционального отношения к себе Рисунок «Какой я есть и каким бы хотел быть».

«Цепочка качеств»

Беседа «Как ласково называют тебя дома».

«Поговорим о настроении»

Формирование позитивного эмоционального отношения к своим близким Рисунки «Выходные», «Мой любимый праздник», «Больше всего в семье я хочу».

Чтение «Уборка» Е. Благиной

Распознавание эмоциональных состояний по иллюстрациям Рисуем «Это самое страшное на свете, его пугаются все дети», «Победа над страхом».

Игры «Раздели на группы по эмоциям» – злой, спокойный, испуганный, заинтересованный, «Подбери пару по эмоции», «Азбука Эмоций».

«Радуга эмоций».

Рассматривание иллюстраций к сказкам и стихотворениям.

Распознавание эмоциональных состояний по художественному тексту Обсуждение эмоциональных состояний персонажей произведений:

– «Тараканище», «У страха глаза велики»,

Упражнение «Вспомни сказку» (в которой персонажи злятся, пугаются, спокойны, проявляют интерес).

 

Диагностика 1. Назови  эмоцию на картинке (радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие).

2. Покажи эмоцию.

3.  Определение эмоции по сюжету.

4. Определение эмоции персонажа художественного текста.

 

Подготовительная группа.

 1 квартал

Направления работы

Методические приемы

Диагностика 1. Назови  эмоцию по пиктограмме (радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие).

2. Покажи эмоцию.

3.  Определение эмоции по сюжету.

4. Определение эмоции персонажа художественного текста.

Различение сходных эмоциональных состояний (злость-гнев-ярость; радость-восторг; грусть-горе-печаль) – Игра «Определи эмоцию по голосу», «Скажи как грустный (обиженный и др.)».

игра «Шкала злости» (три раза бросить мяч в цель со словами «Я слегка разозлился», «Я разозлился сильнее», «Я сильно разозлился»).

Рисование «Оттенки эмоций» (изобразить в виде ассоциаций злость-гнев-ярость и т.д)

Формирование позитивного эмоционального отношения к себе, членам своей семьи Рисунок «Моя семья и я», «Семья животных», «Изобрази семью в виде цветков».

Разыгрывание этюдов «Дружная семья», «Помощник».

этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму».

Формирование позитивного эмоционального отношения к своим друзьям Знакомство с «Правилами доброты», «Правилами честности».

Игры «Уменьшить время», «Фигуры», «Общий брезент».

Установление взаимосвязи черт характера и личностных качеств с эмоциональными проявлениями Анализ произведений по вопросам: какой герой? Каков его характер? Как он поступил? Какие эмоции он испытывал?

Угадай кто это? (по описанию черт характера или преобладающим эмоциям)

Сравни героев сказки.

Развитие способности определять и выражать свое эмоциональное состояние приемлемыми способами Обсуждение эмоциональных состояний персонажей произведений.

Разыгрывание этюдов «Машинка»

релаксации «Снежная баба», «Апельсин и лимон».

Упражнение «Стоп»

Обучение распознанию эмоциональных состояний по художественному тексту «Эмоциональный паспорт сказки» (Определить эмоциональные состояния героев сказки и зарисовать их последовательно по сюжету. Использовать при пересказе, составлении характеристики персонажей).
Обучение распознания эмоционального состояния других людей Игра «Скажи наоборот».

«Угадай что показали».

«Фото» (определение эмоциональных состояний по фотографиям.

Рассматривание иллюстраций к сказкам и стихотворениям

Обучение способам изменения своего эмоционального состояния и эмоционального состояния другого человека Разыгрывание ситуаций «Провинился», «Плохое настроение», «Некупленная игрушка».

Беседа «Как прогнать злость», «Как помочь маме улыбнуться».

 

2 квартал

Направления работы

Методические приемы

Знакомство с эмоциональными состояниями тревога, страх, любовь Беседа «Я не трус, но я боюсь», «Все кого я люблю», «Что такое тревога».

Рисунок «Страна любви», «Город страха», «Дом тревоги».

Развитие эмоционально положительного отношения к своему имени Игра «Ласковое имя».

Беседа «Что обозначает мое имя», «Кто выбрал мне имя».

«Строимся по имени»

«Антошки и Катюшки» (разбиться по группам по имена и найти общие качества).

Сочинение сказки «Почему меня так назвали»

Формирование позитивного эмоционального отношения к своим друзьям Игра «Робот», «Гусеница», «Зеркало».

Упражнение «Кто сидит справа», «Мой друг похож»

Беседа «В друге мне нравится больше всего».

Рисунок «Я в детском саду», «Мой друг».

Разыгрывание ситуации «День рождения», «Подарок».

Развитие способности определять и выражать свое эмоциональное состояние приемлемыми способами Беседа «Как я справляюсь со своими трудностями»

релаксация «Сдвинь камень», «Черепаха».

Упражнение «Улыбка», «Так нельзя».

Рисунок «Злость превращается» (нарисовать свою негативную эмоцию, затем дорисовать до положительного образа).

Сочинение сказки «Запрет».

Закончи фразу «если, то…»

Обучение распознания эмоционального состояния других людей «Передай эмоцию».

Танец тревоги (страха, любви)

Угадай эмоцию по фото.

Рассматривание иллюстраций к сказкам, стихотворениям и различным произведениям.

Обучение способам изменения своего эмоционального состояния и эмоционального состояния другого человека Обсуждение ситуаций «Малыш плачет», «Ссора друзей», «Воспитатель и я».

Рисунок «Я помогаю другу».

Обсуждение сказки «Цветик-семицветик».

Беседа «Если мне грустно (страшно)», «Как поделиться радостью»

 

 

3 квартал

Направления работы

Методические приемы

Знакомство с эмоциональными состояниями стыд, смущение, лукавство, злорадство, способами их выражения. Беседы «Когда мне бывает стыдно», «Что такое смущение», «Злорадство с сказке и в жизни», «Можно ли лукавить в родителями».

Этюды на выражение стыда: «Кот Васька», «Провинивнийся», «Чуня просит прощения».

Пиктограммы.

Формирование позитивного эмоционального отношения к своим друзьям Игра «Головомяч», «Трио», «Корабли и скалы».

Разыгрывание ситуаций «Нас двое, а игрушка одна», «Хочу конфету!», «Не поделился», «Совместная радость».

Рисование на тему дружбы, взаимопомощи.

Развитие способности определять и выражать свое эмоциональное состояние приемлемыми способами Беседа «Как я побеждаю гнев (злость, обиду)».

Упражнение «Краснеть, бледнеть или быть спокойным».

«Сигналы опасности» (внешние признаки эмоциональных проявлений).

Чудесные превращения пластилина (слепить свою негативную эмоцию и затем деформировать ее до определенного положительного образа).

Беседа «Учимся выражать эмоции словами».

Помощь детям в осознании значения эмоциональной культуры человека в его жизни Беседы «Хорошие и плохие поступки», «Встречают по одежке, провожают по уму», «Если у папы плохое настроение».

Рисунок «Грустный и веселый».

Этюд «Почему у меня не получается?».

Обучение распознания эмоционального состояния других людей, развитие взаимопонимания. Игра «Переход через болото», «Встаньте в круг», «Постройтесь по росту».

Игра «Раз, два, три – нужное место найди».

игра «Радуга эмоций (разложить картинки с эмоциями по цветам)

Диагностика 1. Назови  эмоцию на картинке (по пиктограмме).

2. Покажи эмоцию.

3.  Определение эмоции по сюжету.

4. Определение эмоции персонажа художественного текста.

 

Просмотры 5 , Сегодня 2 

Добавить комментарий