Чт. Апр 25th, 2024
документация

Одна из программ, помогающих в развитии интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста. Содержит хорошие игры и упражнения, может быть использована не только психологов, но и воспитателями, учителями начальной школы, родителями.

Автор: Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель:  развитие интеллектуальной сферы

Скачать программу бесплатно: Катаева коррекционно развивающие занятия

Пояснительная записка:

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и но значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности, идет активное развитие его познавательных возможностей.

Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми.

Предлагается система занятий, с детьми дошкольного возраста.

Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, направленные на развитие тех или иных психических функций, определенных личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения)

Многолетний опыт работы с детьми показал, что необходимо комплексное воздействие на психику ребенка, и частью комплекса являются особые упражнения на релаксацию, помогающие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию.

Примерный календарно-тематический план проведения составлен с учетом различных времен года (что облегчает восприятие детьми конкретного содержания). Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию нарастает. В то же время в пределах одного занятия игры даны так, чтобы сложные чередовались с легкими, каждое занятие состоит из 4 частей и занимает не более 20 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника, исключение составляют январское занятие № 4 и апрельское — в них меньше частей.)

В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятия, порядок упражнений можно менять. Релаксационные упражнения обычно сопровождаются рас­слабляющей музыкой. Это может быть музыка, например, аме­риканского композитора Майкла Роланда.

Для успешного проведения занятий психолог должен пред­варительно подготовить весь подсобный, раздаточный  материал, включая и музыкальное сопровождение. Это позволит существенно пополнить материальную базу кабинета, использовать материал для индивидуальной и групповой работы работы.

Цикл занятий рассчитан на семь месяцев, если они прово­дятся один раз в неделю, или на три с половиной месяца — если по два раза в неделю.

Хорошо, чтобы подгруппа состояла не более чем из шести детей в возрасте 6—7 лет.

ЗАНЯТИЕ 1

 Игра «ПОДБЕРИ ПАРНУЮ КАРТИНКУ»

Цель: развитие логического мышления, речи и памяти.

Оборудование: магнитная доска (наборное полотно); магниты; 12 пар предметных картинок: фасоль — горох, гра­нат — мандарин, чайник — чашка, петух — индюк, аист — лебедь, кузнечик — муравей, лопата — пила, ель — листвен­ница, тюльпан —коза — овца, воробей — синица, бол/г — медведь\

Описание игры

Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полот­ну) картинки к игре. Расположение картинок: верхний ряд — фасоль, гранат, чайник, петух, аист, кузнечик, лопата, ель, тюльпан, коза, воробей, волк; нижний ряд — тшла, чашка, ман­дарин, индюк, горох, лебедь, лиственница, муравей, медведь, овца, синица, гвоздика.

Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда.

Дети поочередно составляют пары и объясняют свое реше­ние. Например: «К картинке, на которой нарисована фасоль, я подобрал картинку «горох», потому что это овощи».

Получая обоснованный ответ, психолог меняет расположе­ние картинок — входящие в пару картинки прикрепляются одна под другой.

Психолог просит детей внимательно рассмотреть состав­ленные пары. Затем нижний ряд убирается, а детям по остав­шимся на доске картинкам предлагается вспомнить, какие были с ними в паре.

 Игра «ОВОЩИ»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Оборудование: картинки с изображением овощей КС (по количеству детей).

Примечание. Для проведения подобных игр рекоменду­ется приобрести пособие ♦Картинный словарь» (М.: Книго­люб, 2004) или использовать картинный материал лото.

Описание игр ы

Психолог дает каждому ребенку картинку с изображением овоща. Дети встают и круг, показывают и называют имеющи­еся у них картинки. Затем ведущий произносит название ка­кого-либо из овощей. Ребенок, у которого находится соответ­ствующая картинка, выбегает из круга. Ведущий бежит за ним. Чтобы не быть пойманным, игрок должен быстро назвать овощ, изображенный на карточке любого игрока. После того, как название произнесено, первый игрок останавливается, а из круга выбегает ребенок, у которого находится указанная картинка. Ведущий пытается догнать его, а игрок — побыст­рее назвать следующий овощ.

Игра продолжается.

П р и м е ч а н и е. На первых порах в роли ведущего выступа­ет психолог, затем ведущий выбирается из числа детей.

 Игра «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ»

Цель: развитие внимания и зрительной памяти.

Оборудование: карточка к игре (для каждого ребенка).

Описание игры

Психолог дает каждому ребенку карточку к игре и предла­гает внимательно рассмотреть ее. Через 10 секунд дети должны перевернуть карточки и ответить на вопрос психолога: «Что на­рисовано на картинке? »

Дети поочередно дают ответ, затем меняются карточками.

Игра повторяется.

Примечание. За правильный ответ рекомендуется выда­вать фишку.

 Упражнение «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки; коврики (по количеству детей).

Описание упражнения

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в пре­красный летний день. Прямо перед собой вы видите великолеп­ную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и граци­озны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши кры­лья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотри­те, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый кра­сивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощу­щениях».

Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.


 

ЗАНЯТИЕ 2

 Игра «ПОСТАВЬ ПАЛЬЧИК»

Цель: развитие внимания.

Оборудование: 16картинок с изображением овощей и фруктов; фишки; коврики (по количеству детей).

Описание игры

Коврики, на которых будут сидеть (лежать) дети, располагаются в виде лепестков цветка.

В центре «цветка» выкладываются 16 картинок изображением вверх так, чтобы они но касались друг друга. Дети занимают свои места.

Звучит команда «Внимание!», затем называ­ется какая-то из картинок, например: «Яблоко». Тот, кто пер­вым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Игра про­должается.

Выигрывает ребенок, набравший большее количество фишек.

Игра «ФРУКТЫ»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Оборудование: картинки с изображением фруктов  (по количеству детей).

Примечание. Эта игра аналогична игре «Овощи». Смот­рите ее описание в занятии 1.

Игра «ВЫЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ, НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ»

Ц е л ь: развитие зрительной памяти, внимания, логическо­го мышления и речи.

Оборудование: карточка к игре (для каждого ребен­ка); картинки с изображением тех овощей и фруктов, которые нарисованы на карточках, данных в «Раздаточном материале» (по комплекту для каждого ребенка).

Описание игры

Психолог дает каждому ребенку карточку к игре и комплект картинок с изображением тех овощей и фруктов, которые на­рисованы на полученной им карточке.

Дети рассматривают карточки в течение 10 секунд, затем пе­реворачивают их, используя комплект картинок, воспроиз­водят увиденное на карточках.

Психолог предлагает детям перевернуть карточки и прове­рить порядок расположения картинок. По окончании провер­ки, детей просят убрать «лишнюю картинку» и объяснить свое решение. Например: «Лишняя картинка — яблоко, потому что картофель, морковь, горох — это овощи, а яблоко — фрукт».

Выполнив задание, дети меняются местами. Игра повторя­ется.

Примечание. Если во время игры дети сидят за отдельны­ми столами, то они меняются местами, в других условиях про­ведения игры — обмениваются стимульным материалом. Для усложнения задания в комплект можно ввести несколь­ко картинок, которых нет на карточке.

Упражнение «ТИХОЕ ОЗЕРО»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки; коврики (по количеству детей).

Описание упражнения

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабь­тесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечи­ка. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и про­зрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокой­ными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы от­дыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хо­рошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощуще­ния не покинут нас в течение всего дня».


 

 

ЗАНЯТИЕ 3

Игра «ИЗОБРАЗИ ЯВЛЕНИЕ»

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений.

Описание игры

Психолог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, ка­чаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи.

Психолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

«Дует ветер» —дует, вытянув губы.

«Качаются деревья» — покачивает вытянутыми вверх ру­ками.

«Падают листья» — выполняет плавные движения руками сверху вниз.

«Идет дождь» — выполняет мелкие движения руками сверху вниз.

«Появляются лужи» — смыкает руки в кольцо перед собой.

Детям предлагается повторить и запомнить показанные дви­жения.

Игра «ЧЕМ ПОХОЖИ И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мыш­ления и речи.

Оборудование: магнитная доска (наборное полотно); маг­ниты; 8 пар предметных картинок: мухомор — подосиновик, пла­тье — юбка, ваза — кувшин, заяц — кролик, кот — рысь, трам­вай — троллейбус, ель — лиственница, аист — лебедь.

Описание игры

Психолог поочередно прикрепляет к магнитной доске (на­борному полотну) каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

Примечание. Рекомендуется выдавать фишку за каждый обоснованный ответ и поощрять детей найти как можно боль­ше черт сходства и различия.

Игра «ВСПОМНИ ДВИЖЕНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЯВЛЕНИЯМ». (Соотнести с игрой «Изобрази явление».)

Цель: стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразитель­ных движений.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки.

Описание игры

Звучит музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Как только музыка прекращается, дети останавливаются, слуша­ют, какое явление назовет психолог, и выполняют соответству­ющее движение.

Игра продолжается.

Упражнение «ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки; коврики (но количеству детей).

Описание упражнения

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушай­те мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в сто­роны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица. Пред­ставьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воз­дух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением паре­ния в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хо­рошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощу­щение полета, которое сохранится на весь день».


 

ЗАНЯТИЕ 4

Игре «КТО НАБЛЮДАТЕЛЬНЕЕ?»

Ц е л ь: развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса.

Описание игры

Психолог предлагает одному из детей назвать за одну мину­ту три предмета круглой, овальной и прямоугольной формы.

Аналогичные задания поочередно даются всем детям.

Игра «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

Цель: стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразитель­ных движений.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.

Описание игры

Психолог просит детей изобразить с помощью выразитель­ных движений кенгуру, кузнечика, лягушку.

Дети поочередно выполняют задание. Самые выразительные дви­жения предлагается повторить и запомнить всем участникам игры.

Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит команда (на­пример: «Кенгуру!»), дети должны быстро выполнить соответ­ствующее движение.

Игра продолжается.

Игра «ПОДБЕРИ ПАРУ К СЛОВУ»

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

Оборудование: мяч.

Описание игры

Дети встают в круг. Психолог с мячом в руках — в центр круга.

Психолог бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Игрушка». Ребенок ловит мяч и отвечает: «Кукла».

Игра продолжается.

Примечание. Используются стимульные слова: фрукты, овощи, злаки, грибы, ягоды, посуда и т.д.

Упражнение «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Обору дование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки; коврики (по количеству детей).

Описание упражн ения

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, прися­дем на нее.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доно­сит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».

 


 

 

ЗАНЯТИЕ 5

Игра «ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?»

Цель: развитие мышления и речи.

Оборудование: два стола; 24 предметные картинки  (для каждой команды).

Описание игры

Психолог делит детей на две команды.

Команды располагаются за столами, которые находятся на некотором расстоянии друг от друга. На столах лежат одинако­вые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, жи­вотных и т.д. У каждой команды по 24 картинки.

Участники первой и второй команд поочередно дают описа­ние одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается членами другой команды, то ее откладывают в сто­рону, в пользу отгадывающих.

Выигрывает команда, набравшая большее количество карти­нок.  –

Игра «ПОЗЫ»

Цель: развитие воображения, эмоционально-выразитель­ных движений, внимания и памяти.

Оборудование: 8-16 картинок с изображением живот­ных

; магнитофон; кассета с записью веселой музыки.

Описание игры

Психолог предлагает детям выбрать 4 любые картинки с изображением животных. Дети выбирают карточки, на кото­рых нарисованы, например, лиса, еж, медведь, заяц, и прини­мают характерные позы этих животных.

Психолог проверяет и уточняет позы.

Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит команда (на­пример: « Медведь!»), дети должны быстро принять соответству­ющую позу.

Игра продолжается.

Задание «ВЫЛОЖИ ЦИФРЫ ТАК, КАК ТОЛЬКО ЧТО ВИДЕЛ»

Цель: расширение объема памяти и развитие внимания.

О б о р у д о в а н и е: магнитная доска; магниты; мел (мар­кер); четыре демонстрационные карточки с цифрами, квад­ратный лист бумаги, разделенный на четыре клетки  (для каждого ребенка); поднос с четырьмя карточками, на которых написаны цифры  (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на четыре клетки, и поднос с четырь­мя карточками, на которых написаны цифры. На магнитной доске заранее начерчен мелом (маркером) такой же, но только большего размера, квадрат с четырьмя клетками.

Дети наблюдают за тем, как психолог располагает три де­монстрационные карточки с цифрами в трех клетках.

Дается время для запоминания — 5-6 секунд. Затем карточ­ки с цифрами убираются (переворачиваются), и дети по памяти выкладывают те же цифры на своих листах.

П р и м е ч а н и е. На одном занятии можно предложить де­тям выполнить 2-3 варианта задания и увеличить количе­ство используемых карточек до четырех. Подходящий раздаточный материал, рассчитанный на груп­пу из 10 детей, можно найти в пособии Г.Е. Сычёвой «Фор­мирование элементарных математических представлений у дошкольников. Раздаточный материал». — М.: Книголюб, 2003.

Вместо цифр можно использовать буквы или любые картинки.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ». (См. с. 7.)


 

ЗАНЯТИЕ 6

Игра «ЗВЕРИ»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Оборудование: картинки с изображением зверей  (по количеству детей).

Примечание. Эта игра аналогична игре «Овощи». Смот­рите ее описание на с. 6.

Задание «РАЗЛОЖИ КАРТОЧКИ»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка); поднос с девятью картинками, ; три из которых — одинаковые  (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девя­тью картинками, три из которых — одинаковые.

Психолог предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбцах не оказалось по две одинаковых картинки.

П р и м е ч а н и е. Подходящий раздаточный материал, рас­считанный на группу из 10 детей, можно найти в пособии Г.Е. Сычёвой «Формирование элементарных математических пред­ставлений у дошкольников. Раздаточный материал». — М.: Книголюб, 2003.

Игра «ЛИСА С ЛИСЯТАМИ И СОКОЛ»

Цель: развитие внимания, навыков произвольного поведе­ния, волевых качеств.

Описание игры

С помощью считалки или по желанию выбираются «лиса» и «сокол». «Сокол» уходит в укрытие и наблюдает за играющи­ми. Ребенок, который изображает лису, ведет за собой «лисят» и проделывает при этом постоянно меняющиеся движения. «Лисята» в точности их повторяют. Кто не успевает повторить, того «сокол» забирает к себе в укрытие. Выигрывает оставший­ся с мамой «лисенок».

Игра повторяется 2-3 раза со сменой ведущих.

Примечание. Желательно музыкальное сопровождение.

Упражнение «ПЛЫВЕМ В ОБЛАКАХ»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки; коврики (по количеству детей).

Описание упражнения

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам прият­но, и вы чувствуете себя хорошо.

Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на обла­ка — большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе.

Дышите свободно.

Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над зем­лей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь на­встречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.

Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень ше­велиться. Вы отдыхаете.

Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.

Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше обла­ко вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбае­тесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».


 

ЗАНЯТИЕ 7

Задание «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ГРУППАМ»

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

Оборудование: поднос с 12 предметными картинками, которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты: яблоко, груша, персик; посуда: чашка, тарелка, чайник; инструменты: молоток, пила, лопа­та, и т.д.  (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится поднос с две­надцатью предметными картинками.

Психолог предлагает детям разделить все картинки на че­тыре группы.

Выполнив задание, дети меняются местами (комплектами картинок) и приступают к проведению следующего варианта классификации.

Примечание. Комплекты картинок у всех детей разные.

Игра «СЛУШАЙ ХЛОПКИ»

Цель: развитие слухового внимания, способности к воле­вому управлению поведением.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.

Описание игры

Психолог просит детей изобразить с помощью жестов ветер и снег.

Дети поочередно выполняют задание. Самые выразительные жесты предлагается повторить и запомнить всем участникам игры.

Затем психолог договаривается с детьми, что на один хло­пок они будут изображать ветер, на два — снег, на три — вста­нут в круг.

Включается музыка, дети танцуют. Когда музыка остано­вится и прозвучит определенное количество хлопков, дети дол­жны быстро выполнить соответствующее движение.

Игра продолжается.

Задание «ВЫЛОЖИ БУКВЫ ТАК, КАК ТОЛЬКО ЧТО ВИДЕЛ»

Цель: увеличение объема памяти и развитие внимания.

Оборудование: магнитная доска (наборное полотно); маг­ниты; пять (шесть) демонстрационных карточек, на которых на­писаны знакомые детям буквы, поднос с пятью (шестью) карточ­ками, на которых написаны те же буквы (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится поднос с пятью (шестью) карточками, на которых написаны буквы.

Дети наблюдают за тем, как психолог располагает демонст­рационные карточки с буквами на магнитной доске.

Дается время для запоминания — 5-6 секунд. Затем карточ­ки с буквами убираются (переворачиваются), и дети по памяти выкладывают те же буквы на своих столах.

Примечание. На одном занятии можно предложить де­тям выполнить 2-3 варианта задания.

Упражнение «ОТДЫХ НА МОРЕ»

Ц е л ь: релаксация и развитие воображения. О б о р у д о в а н и е: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки; коврики (по количеству детей).

Описание упражнения

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушай­те мой голос.

Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теп­лое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливы­ми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и све­жего ветерка. Воздух чист и прозрачен.

Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.

Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения па весь день».


 

ЗАНЯТИЕ 8

Игра «ЧЕМ ПОХОЖИ И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мыш­ления и речи.

Оборудование: магнитная доска (наборное полотно); магниты; 8 пар предметных картинок: кастрюля — сковорода, тарелка — блюдце, велосипед — мотоцикл, лыжи — конъки9

скворечник — улей, сапоги — ботинки Д4, белка — лиса, ка­бан — свинья

Описание игры

Психолог поочередно прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

Примечание. Рекомендуется выдавать фишку за каждый обоснованный ответ и поощрять найти как можно больше черт сходства и различия.

Игра «ПОЕЗД»

Цель: развитие внимания и зрительной памяти.

Описание игры

В игре участвует не более шести детей. Выбирается водя­щий — «паровозик», остальные дети — «вагончики». «Вагон­чики» встают друг за другом. «Паровозик» внимательно смот­рит на «вагончики» и старается запомнить их расположение. Потом он отворачивается, а психолог спрашивает: «Кто стоит на втором, третьем, четвертом месте?»

«Паровозик» отвечает, затем сам становится «вагончиком». Выбирается новый водящий. «Вагончики» меняются местами. Игра продолжается.

Примечание. Каждый ребенок должен побывать в роли водящего.

За правильный ответ рекомендуется выдавать фишку.

 Задание «ЗАКРОЙ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ»

Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Оборудование: карточка к заданию  и квадратик из плотной бумаги (4 * 4 см) (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится карточка к за­данию и квадратик из плотной бумаги.

Психолог предлагает детям найти картинку, которая не под­ходит к остальным и закрыть ее бумажным квадратиком. Дети выполняют задание и после проверки меняются места­ми (стимульным материалом).

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ТИХОЕ ОЗЕРО». (См. предыдущее занятия)


 

ЗАНЯТИЕ 9

Игра «ЧТО ЭТО?»

Цель: развитие мышления и речи.

Оборудование: два стола; 16 картинок с изображением посуды и мебели (для каждой команды).

Описание игры

Психолог делит детей на две команды.

Команды располагаются за столами, которые находятся на некотором расстоянии друг от друга. На столах лежат одинако­вые комплекты картинок с изображением посуды и Мебели. У каждой команды по 16 картинок.

Участники первой и второй команд поочередно дают описа­ние одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается членами другой команды, она откладывается в сто­рону, в пользу отгадывающих.

Выигрывает команда, набравшая большее количество карти­нок.

Игра «ПОСУДА»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Оборудование: картинки с изображением предметов посуды (по количеству детей).

Примечание. Эта игра аналогична игре «Овощи». Смот­рите ее описание выше.

Задание «НАРИСУЙ И ЗАЧЕРКНИ »

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и простой карандаш.

Психолог предлагает детям:

а) нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

б) нарисовать три круга, один треугольник, два прямоуголь­ника и зачеркнуть вторую фигуру;

в) нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три тре­угольника и зачеркнуть пятую фигуру.

 

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ». (См. выше.)


 

ЗАНЯТИЕ 10

Игра «ПОДБЕРИ ПАРНУЮ КАРТИНКУ»

Цель: развитие логического мышления, речи и памяти.

Оборудование: магнитная доска (наборное полотно); 12 пар предметных картинок: мотоцикл — колесо, аквариум — рыбки, кровать — подушка, книжный шкаф — книги, тепло­ход — якорь, молоток — гвоздь, батон — колосок, пчела — соты, корзина — подосиновик, ваза — тюльпан (гвоздика)  лошадь — жеребенок, белка — орех (шишка).

Описание игры

Психолог прикрепляет к магнитной доске картинки. Распо­ложение картинок: верхний ряд — мотоцикл, аквариум, кро­вать, книжный шкаф, теплоход, молоток, батон, пчела, кор­зина, ваза, лошадь, белка; нижний ряд — жеребенок, якорь, подосиновик, соты (мед), подушка, книги, рыбки, колесо,, ко- лосок, орех (шишка), гвоздь, тюльпан (гвоздика).

Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда.

Дети поочередно составляют пары и объясняют свое реше­ние. Например: «К картинке, на которой нарисован мотоцикл, я подобрал картинку «колесо», потому что колесо — часть (де­таль) мотоцикла».

Получая обоснованный ответ, психолог меняет расположе­ние картинок — входящие в йару картинки прикрепляются одна под другой.

Психолог просит детей внимательно рассмотреть составлен­ные пары. Затем нижний ряд убирается, а детям по оставшим­ся на доске картинкам предлагается вспомнить, .какие были с ними в паре.

Игра «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

Цель: стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразитель­ных движений.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.

Описание игры

Психолог просит детей изобразить с помощью выразитель­ных движений нахохлившегося воробья, сугроб, мороз.

Дети поочередно выполняют задание. Самые выразительные движения предлагается повторить и запомнить всем участни­кам игры.

Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит команда (на­пример: «Воробей!»), дети должны быстро выполнить соответ­ствующее движение. Игра продолжается.

Задание «ВЫЛОЖИ КРУГИ»

Ц е ль: развитие внимания и памяти.

Оборудование: фланелеграф; лист плотной бумаги; пять кругов разного цвета для прикрепления к фланелеграфу; под­нос с пятью кружками разного цвета(для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится поднос с набо­ром кружков.

Психолог прикрепляет к фланелеграфу пять кругов разно­го цвета и предлагает запомнить их последовательность. Через 10 секунд круги закрываются бумажным листом.

Дети по памяти выкладывают увиденный ряд кругов на сво­их столах.

Примечание. На одном занятии можно предложить де­тям выполнить 2-3 варианта задания.

Игра «НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ?»

Цель: развитие воображения, образного мышления, мел­кой моторики.

Оборудование: карточка к игре , простой карандаш и ластик (для каждого ребенка).

Описание игры

На столе перед каждым ребенком находится карточка к игре, простой карандаш и ластик.

Психолог предлагает детям подумать, на что похожи дан­ные изображения, и дорисовать их так, чтобы получились пред­метные или сюжетные картинки.

По окончании рисования психолог просит детей назвать как можно больше ассоциаций, которые возникли при рассматри­вании изображений.

Примечание. Для стимуляции активности детей реко­мендуется использовать фишки.

ЗАНЯТИЕ 11

Задание «ПОДБЕРИ ЧЕТВЕРТУЮ ФИГУРУ»

Цель: развитие логического мышления, умения сравни­вать фигуры и на основе выделенных признаков делать умозак­лючения и устанавливать закономерности в изображениях.

Оборудование: карточки к заданию и простой ка­рандаш (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе каждого ребенка находятся карточки к заданию и простой карандаш.

Психолог привлекает внимание детей к отличительным при­знакам изображенных фигур, к принципу их очередности, и предлагает правильно закончить ряд, выбрав один из данных справа рисунков.

Примечание. Дети выполняют задание самостоятельно. Нужный рисунок обводится карандашом или отмечается га­лочкой (крестиком).

Игра «ПАЛОЧКИ»

Цель: развитие мелкой моторики, способности к согласо­ванному взаимодействию.

Оборудование: 30 счетных палочек.

Описание игры

Счетные палочки рассыпают на столе или на коврике на полу. Участники игры по очереди выбирают их, чтобы рядом лежащие не сдвинулись с места. Если ребенок, выбирая палочку, неосторож­но пошевелил соседнюю, очередь переходит к следующему игроку. Выигрывает ребенок, который взял большее количество палочек.

Примечание. Чтобы рассыпать палочки, надо сначала зажать их в кулаке, а затем быстро разжать пальцы.

Задание «КАКОЙ БУКВЫ НЕ СТАЛО?»

Цель: расширение объема памяти, развитие внимания.

Оборудование: фланелеграф; 8 демонстрационных кар­точек, на которых написаны знакомые детям буквы (для рабо­ты на фланелеграфе).

Описание задания

Психолог в произвольном порядке прикрепляет к фланелеграфу 8 карточек, на которых написаны знакомые детям буквы.

Дается время для запоминания — 10 секунд. Затем детям предлагается закрыть глаза. Одна карточка убирается. Ребята открывают глаза и определяют, какой буквы не стало.

Примечание. На одном занятии можно предложить де­тям выполнить 2-3 варианта задания. Если дети легко справ­ляются с заданием, его следует усложнить — убирать не по одной, а по две-три буквы.

Упражнение «НЕОБЫЧНАЯ РАДУГА»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки; коврики (по количеству детей).

Описание упражнения

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и гово­рит: «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закрой­те глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успока­ивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий — желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и оди­ноко, он поднимает настроение.

Зеленый — цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно — зе­леный цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда пред­ставляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».


 

ЗАНЯТИЕ 12

Задание «НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА БЕЛОГО, СИНЕГО, КРАСНОГО ЦВЕТА»

Цель: развитие восприятия и памяти, активизация сло­варного запаса.

Примечание. Ход выполнения задания определяется пси­хологом.

Для стимуляции активности детей рекомендуется использо­вать фишки.

Игра «ПОЗЫ»

Цель: развитие воображения, эмоционально-выразитель­ных движений, внимания и памяти.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.

Описание игры

Психолог предлагает детям придумать и принять следующие позы: «пингвин», «пожарный», «певец», «гном».

Дети выполняют задание. Психолог проверяет и уточняет позы.

Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит команда (на­пример: «Пингвин!»), дети должны быстро принять соответству­ющую позу. Игра продолжается.

Задание «АНАЛИЗИРУЕМ РЯДЫ»

Цел ь: развитие внимания и логического мышления.

Оборудование: карточка к заданию и простой ка­рандаш (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится карточка к за­данию и простой карандаш. Психолог предлагает детям.

в) вычеркнуть лишнюю фигуру, предмет.

Примечание. При возникновении затруднений на доске записываются аналогичные задания и обсуждаются способы их решения.

Упражнение «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

Цель: релаксация, развитие дыхания, воображения.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки.

Описание упражнения

Дети сидят на стульчиках.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслаб­ленная, руки сложены на груди, чтобы пальцы сходились.

Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш жи­вот — это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем боль­ше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика.

Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из ша­рика.

Сделайте паузу, сосчитайте до пяти.

Снова вдохните и наполните легкие воздухом.

Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.

Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хо­рошим настроением».


ЗАНЯТИЕ 13

Игра «ЧТО ЭТО?»

Цел ь: развитие мышления и речи.

Оборудование: два стола; 16 картинок с изображением

бытовых электроприборов и различных видов транспорта  (для каждой команды).

Описание игры

Психолог делит детей на две команды.

Команды располагаются за столами, которые находятся на некотором расстоянии друг от друга. На столах лежат одина­ковые комплекты картинок с изображением бытовых элект­роприборов и различных видов транспорта. У каждой коман­ды по 16 картинок.

Участники первой и второй команд поочередно дают опи­сание одной из картинок. Если описание правильное и кар­тинка угадывается членами другой команды, то она откла­дывается в сторону, в пользу отгадывающих.

Выигрывает команда, набравшая большее количество кар­тинок.

Игра «ТРАНСПОРТ»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Оборудование: картинки с изображением различных видов транспорта (по количеству детей).

Примечание. Эта игра аналогична игре «Овощи ». Смот­рите выше.

Задание «НАРИСУЙ И ЗАЧЕРКНИ»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и простой карандаш.

Психолог предлагает детям:

а) нарисовать три треугольника, один квадрат, один круг и зачеркнуть первую фигуру;

б) нарисовать два круга, два треугольника, один овал и за­черкнуть четвертую фигуру;

в) нарисовать один прямоугольник, два овала, три квадрата и зачеркнуть шестую фигуру.

Упражнение «ЧТО МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ, КОГДА СЛУШАЕМ МУЗЫКУ»

Цель: релаксация, развитие воображения.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью отрывка из музыкального произведения (например, Э. Гиг «Рассвет», балет «Пер Гюнт»).

Описание упражнения

Дети сидят на стульчиках (лежат на ковриках).

Психолог предлагает детям закрыть глаза, послушать отры­вок из музыкального произведения, а затем рассказать о своих представлениях и впечатлениях.



ЗАНЯТИЕ 14

Задание «ЧИТАЕМ СЛОГИ, СКЛАДЫВАЕМ СЛОВА»

Цель: расширение объема внимания, развитие мышления и навыков послогового чтения.

Оборудование: доска; мел; поднос с карточками, на которых написаны слоги: НА, РА, ША, Л А, СА, MA, JIA, КА, К И (для каждого ребенка).

Описание задания

На доске написаны следующие слоги: НА, РА, IIIA, IIA, СА, МА, ЛА, КА, КИ.

На столе перед каждым ребенком находится поднос с кар­точками, на которых написаны те же слоги.

Психолог предлагает детям прочитать слоги, написанные на доске, а затем, используя индивидуальные карточки, составить как можно больше слов из данных слогов.

Примечание. При возникновении затруднений задание можно упростить — детям предлагается составить из слогов слова: KAIIIA, НАША, РАМА, РАНА, РАКИ, МАКИ, ЛАКИ, САМА, МАЛА, КИСА, ЛАПА, КИПА и т.д.

Игра «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

Цель: стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразитель­ных движений.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.

Описание игры

Психолог договаривается с детьми, что по команде «Зайчи­ки!» они будут прыгать, «Лошадки!» —скакать, «Раки!» —пятиться, «Птицы!» —махать руками, «Аисты!» —стоять на од­ной ноге.

Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда прозвучит, например, команда «Зайчики!», дети начинают прыгать, то есть действовать так, как договори­лись перед игрой.

Игра продолжается.

Задание «НАЗОВИ ПРЕДМЕТЫ, ПОХОЖИЕ НА КРУГ, КВАДРАТ, ТРЕУГОЛЬНИК»

Цель: развитие восприятия и памяти, активизация сло­варного запаса.

Примечание. Ход выполнения задания определяется пси­хологом.

Для стимуляции активности детей рекомендуется использо­вать фишки.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ». (См. выше)

 

 

ЗАНЯТИЕ 15

Игра «ВЫЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ»

Цел ь: развитие целенаправленного внимания, зрительной памяти, логического мышления и речи.

Оборудование: карточка к игре (для каждого ребен­ка); картинки с изображением тех предметов, которые нарисо­ваны на карточках, данных в «Раздаточном материале»  (по комплекту для каждого ребенка).

Описание игры

Психолог дает каждому ребенку карточку к игре и комплект картинок с изображением тех предметов, которые нарисованы на полученной им карточке.

Дети рассматривают карточки в течение 10 секунд, затем переворачивают их и, используя комплект картинок, воспро­изводят увиденное на карточках.

Психолог предлагает детям перевернуть карточки и прове­рить порядок расположения картинок.

Выполнив задание, дети меняются местами (стимульным ма­териалом).

Игра повторяется.

Игра «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц  (по количеству детей).

Примечание. Эта игра аналогична игре «Овощи». .Смот­рите ее описание на с. 6.

Игра «ЧТО К ЧЕМУ ПОДХОДИТ»

Цель: развитие мышления и речи.

Оборудование: мяч.

Описание игры

Дети встают в круг, психолог с мячом в руках — в центр круга.

Психолог объясняет правила игры: «Я буду бросать вам мяч и называть слово. Вам нужно поймать мяч, бросить его мне и сказать такое слово, которое подходит к моему. Например, я го­ворю — дождь, а вы — зонтик, я — дом, а вы — крыша»,

Примечание. Используются стимульные слова: лодка, обед, футбол, хоккей, гнездо, улей, лес, огород, школа, ма­газин, часы, руль и т.д.

Упражнение «ОТДОХНЕМ»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки; коврики (по количеству детей).

Описание упражнения

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте на коврики, на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, не скрещены.

Устраивайтесь поудобнее и закрывайте глаза.

Мысленно повторяйте за мной.

Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает мое тело и распространяется по нему. Я спокоен. Я отдыхаю.

Отдыхают мои руки, отдыхают мои ноги, отдыхает моя нервная система. Мне лень шевелиться.

Мое дыхание совершенно спокойно. Мне дышится легко и свободно. Мои руки расслаблены и теплеют.

Я дышу легко и непринужденно. Каждый новый вдох сни­мает напряжение, успокаивает меня и приносит приятное рас­слабление.

Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри.

Я отдыхаю. Мое тело полностью расслаблено. Приятная лень разливается по всему телу.

Я наслаждаюсь полным покоем и отдыхом, который прино­сит мне силы и уверенность в себе.

Я становлюсь спокойным, жизнерадостным. У меня хоро­шее настроение.

Я наслаждаюсь приятным покоем и отдыхом, который при­носит мне силы и уверенность в себе.

Пять, четыре, три, два, один. Откройте глаза. Сядьте. Со­храните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настро­ения на весь день».

 

 

ЗАНЯТИЕ 16

 

Задание «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ГРУППАМ»

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

Оборудование: поднос с 12-ю предметными картинками, которые можно разделить на три группы, например, одежда: пла­тье, юбка, шуба, куртка; обувь: сапоги, туфли, ботинки, крос­совки; головные уборы: платок, шляпа, шапка, панама и т.д. (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится поднос с 12-ю предметными картинками.

Психолог предлагает детям разделить все картинки на три группы.

Выполнив задание, дети меняются местами (комплектами картинок) и приступают к проведению следующего варианта классификации.

Примечание. Комплекты картинок у всех детей разные.

Игра «СЛУШАЙ ХЛОПКИ»

Цель: развитие слухового внимания, способности к воле­вому управлению поведением.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.

Описание игры

Психолог договаривается с детьми, что на определенное ко­личество хлопков они будут выполнять заданное движение. Эти движения могут придумывать сами дети, может предла­гать взрослый. Например, услышав один хлопок — присесть, два хлопка — махать руками, три хлопка— подуть изо всех сил, четыре хлопка — поднять руки.

Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит определенное количество хлопков, дети должны быстро выполнить заданное движение.

Игра продолжается.

Задание «ДОРИСУЙ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КАРТИНКА»

Цель: развитие воображения, образного мышления, мел­кой моторики.

Оборудование: карточка к заданию, простой каран­даш и ластик (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится карточка с не­законченными и ничего не значащими изображениями, простой карандаш и ластик.

Психолог предлагает детям дорисовать изображения так, чтобы получилась законченная картинка.

По окончании рисования дети поочередно рассказывают о своих рисунках.

 

 

ЗАНЯТИЕ 17

Задание «РАССТАВЬ ЗНАКИ»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: карта — квадратный лист бумаги, разде­ленный на 16 клеток, в клеточках верхнего ряда написаны (на­клеены) математические знаки (+, <) ^ (для каждого ре­бенка); поднос с 12-ю карточками, на которых написаны (накле­ены) математические знаки (+, <) — по четыре карточки на каждый знак (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится поднос с набо­ром математических знаков и карта:

+ – =

Психолог предлагает детям разложить карточки со знака­ми по клеткам так, чтобы в рядах и столбцах не оказалось по два одинаковых знака.

Примеча ни е. Подходящий раздаточный материал, рассчи­танный на группу из 10 детей, можно найти в пособии Г.Е. Сы­чёвой «Формирование элементарных математических представ­лений у дошкольников. Раздаточный материал». —М.: Книго­люб, 2003.

Игра «СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ»

Цель: развитие способности быстро переключать внима­ние, воспитание выдержки и волевого усилия.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.

Описание игры

Психолог предлагает детям показать и запомнить действия, соответствующие номерам команд: команда 1 — повернуть голову и посмотреть вправо, повер­нуть голову и посмотреть вперед, опустить голову вниз, поднять вверх;

команда 2 — поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки;

команда 3 — поднять правую ногу, опустить, поднять ле­вую _ опустить, три раза подпрыгнуть на обеих ногах.

Затем включается музыка, дети танцуют. На первую оста­новку музыки — действуют в соответствии с командой 1, на вто­рую остановку — с командой 2 и т.д.

Игра «КТО НАЗОВЕТ БОЛЬШЕ ПРЕДМЕТОВ»

Ц е л ь: развитие восприятия и памяти, активизация сло­варного запаса.

Описание игры

Психолог предлагает детям ответить на вопросы: «Что бы­вает зеленым? », «Что бывает белым?», «Что бывает красным?»

Примечание. Игру рекомендуется проводить в виде со­ревнования . За каждый правильный ответ выдается фишка. Выигрывает ребенок, набравший большее количество фишек.

Упражнение «ОТДЫХ»

Цель: релаксация, развитие воображения.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью отрыв­ка из музыкального произведения (например, Ф. Шопен «Нок­тюрн № 2»); коврики (по количеству детей).

Описание упражнения

Психолог предлагает детям лечь на коврики, принять удоб­ную позу, закрыть глаза, послушать музыку, а затем рассказать 1 о своих представлениях и впечатлениях.

 

 

ЗАНЯТИЕ 18

Игра «ПОСТАВЬ ПАЛЬЧИК»

Цель: развитие внимания.

Оборудование: 16 картинок с изображением различных

видов транспорта или бытовых электроприборов [кс]; фишки; коврики (по количеству детей).

Описание игры

Коврики, на которых будут сидеть (лежать) дети, располагаются в виде лепестков цветка.

В центре «цветка» выкладываются 16 картинок изображением вверх так, чтобы они не касались друг друга.

Дети занимают свои места. Звучит команда «Внимание!», затем называ­ется какая-то из картинок, например: «Самолет». Тот, кто пер­вым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Игра про­должается.

Выигрывает ребенок, набравший большое количество фишек

Игра «ЗАПОМНИ СВОЕ МЕСТО»

Цель: развитие моторно-слуховой памяти и пространствен­ной ориентации.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.

Описание игры

Психолог предлагает каждому ребенку запомнить «свое ме­сто». Например, место одного из детей — мягкий модуль, дру­гого — стул, третьего — пуфик, и т.д.

Затем включается музыка, дети танцуют. Когда музыка ос­тановится и прозвучит команда «Место!», каждый ребенок дол­жен быстро занять «свое место».

Примечание. Далее игра усложняется — во время движе­ния детей психолог переставляет модули, стульчики, пуфи­ки на другие места.

Игра «ПРИДУМАЙ ЗАГАДКУ»

Цель: развитие речи и мышления.

Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы.

Описание игры

На столе лежат различные игрушки и знакомые детям пред­меты.

Психолог предлагает одному из детей (водящему), не пока­зывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает,- о каком предмете идет речь, становится ведущим.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый из детей не по­бывает в роли водящего.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения

«ТИХОЕ ОЗЕРО». (См. выше.)

 

 

 

ЗАНЯТИЕ 19

Игра «САМЫЙ СМЕКАЛИСТЫЙ»

Цель: развитие внимания и логического мышления.

Оборудование: 24 карточки с изображением геометри­ческих фигур: квадрата, треугольника, круга, ромба; по цвету фигуры — синие, красные, зеленые; по размеру — большие и маленькие (два комплекта).

Описание игры

Все сидят за общим столом. В центре стола выкладываются 24 карточки изображением вверх так, чтобы они не касались ДРУГ друга.

Психолог ставит перед собой коробку со вторым набором кар­точек. Он достает оттуда по одной карточке, показывает детям и просит их найти на столе такую карточку, которая отличает­ся от предъявленной только одним признаком. Например, если показан большой красный круг, то нужно найти маленький красный круг, если показан большой красный квадрат, то нуж­но найти большой зеленый (синий) квадрат и т.д.

Примечание. Для стимуляции активности детей реко­мендуется использовать фишки. Выигрывает ребенок, на­бравший большее количество фишек. Задания молено усложнить, предложив подбирать фигуры, отличающиеся двумя признаками.

Игра «ПОЗЫ»

Цель: развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания и памяти.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.

Описание игры

Психолог предлагает детям придумать и принять позы к бук­вам Г, К, Ф, X, Р.

Дети выполняют задание. Психолог проверяет и уточняет позы.

Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и психолог назовет одну из перечисленных букв, дети должны быстро принять соответ­ствующую позу.

Игра продолжается.

Задание «ДОРИСУЙ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ СЮЖЕТНАЯ КАРТИНКА»

Цель: развитие воображения, образного мышления, мел­кой моторики.

Оборудование: карточка к заданию, простои каран­даш и ластик (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится карточка к за­данию, простой карандаш и ластик.

Психолог предлагает детям дорисовать фигуры так, чтобы получилась единая сюжетная картинка.

По окончании рисования дети: поочередно рассказывают о своих рисунках.

Игра «СЛУШАЙ СВОЕ ИМЯ»

Цель: снижение напряженности и возбуждения.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки (например, К. Сен-Санс «Опус»); коврики (по ко­личеству детей).

Описание игры

На некотором расстоянии друг от друга расставлены мягкие модули, пуфики и большие мягкие игрушки. Рядом с ними рас­положены коврики. Дети стоят в стороне;

Психолог включает музыку и называет по имени любого ре­бенка. Тот начинает двигаться, обходя препятствия (модули, пуфики, игрушки). Когда в музыке возникает пауза, ребенок са­дится на коврик.

Затем вызывается по имени следующий ребенок, он тоже двигается между препятствиями как хочет, и садится, когда музыка обрывается.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сядут на ков­рики.

 

 

ЗАНЯТИЕ 20

Игра «КАРТИНКИ-ЗАГАДКИ»

Цель: развитие мышления и речи.

Оборудование: коробка с 12-ю предметными картинками.

Описание игры

На столе психолога стоит коробка с 12-ю предметными кар­тинками.

Психолог предлагает одному из детей (водящему) подойти к столу, взять картинку и составить описание предмета, изобра­женного на ней, в форме загадки. Тот, кто угадает, о каком пред­мете идет речь, становится водящим.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый из детей один- два раза не побывает в роли водящего.

 Игра «ИНСТРУМЕНТЫ»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Оборудование: картинки с изображением инструментов (по количеству детей).

Примечание. Эта игра аналогична игре «Овощи». Смот­рите ее описание выше)

 Задание «ЗАПИШИ БУКВЫ, КАК ЗАПОМНИЛ»

Цель: развитие произвольного внимания и слуховой памяти. Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и простой карандаш.

Психолог предлагает детям запомнить пять букв, которые он назовет, и записать их в нужной последовательности.

 Примечание. На одном занятии можно предложить де­тям выполнить 2-3 варианта задания.

При возникновении затруднений рекомендуется сократить количество букв.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ТИХОЕ ОЗЕРО». (См. выше.)

 

 

 

ЗАНЯТИЕ 21

 Задание «КТО ИЛИ ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЫСОКИМ, ХОЛОДНЫМ, КОРОТКИМ, ТВЕРДЫМ, ЖИДКИМ?»

Цель: развитие восприятия и памяти, активизация сло­варного запаса.

Примечание. Ход выполнения задания определяется пси­хологом.

Для стимуляции активности детей рекомендуется использо­вать фишки.

Игра «ЗАПРЕТНОЕ ЧИСЛО»

Цель: развитие слухового внимания, произвольности и са­моконтроля.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки.

Описание игры

Психолог договаривается с детьми, что во время звучания музыки будут произноситься какие-то числа. Когда дети услы­шат число «восемь», они дол леи ы хлопнуть в ладоши.

Затем включается музыка, дети идут по кругу. Психолог произносит, например: 2, б, 9, 10, 8, 3, 5, 7, 9, 12, 3, 6, 8, 6, 9, 8 и т.д. На счет «восемь» дети хлопают в ладоши.

Задание «ВЫЛОЖИ БУКВЫ ТАК, КАК ТОЛЬКО ЧТО ВИДЕЛ»

Цель: расширение объема памяти и развитие внимания.

Оборудование: магнитная доска; магниты; мел (мар­кер); четыре демонстрационные карточки с буквами; квад­ратный лист бумаги, разделенный на четыре клетки (для каждого ребенка); поднос с четырьмя карточками, на которых написаны те же буквы  (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на четыре клетки, и поднос с четырь­мя карточками, на которых написаны буквы. На магнитной доске заранее начерчен мелом (маркером) такой же, но только большего размера, квадрат с четырьмя клетками.

Дети наблюдают за тем, как психолог располагает в клет­ках четыре демонстрационные карточки с буквами.

Дается время для запоминания — 5-6 секунд. Затем карточ­ки с буквами убираются (переворачиваются), и дети по памяти выкладывают те же буквы на своих листах.

Примечание. На одном занятии можно предложить де­тям выполнить 2- 3 варианта задания.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «НЕОБЫЧНАЯ РАДУГА». (См. выше)

 

 

ЗАНЯТИЕ 22

Игра «УГАДАЙ ИГРУШКУ»

Цель: развитие восприятия, мышления, выразительных движений.

Оборудование: игрушки.

Описание игры

На столе психолога находятся игрушки. С помощью считал­ки или по желанию выбирается водящий. Он выходит из комнаты на 2-3 минуты. В его отсутствие выбирается тот, кто бу­дет позой, жестами или мимикой изображать одну из игрушек.

Водящий должен отгадать игрушку, взять ее в руки и на­звать. Остальные дети хором говорят: «Правильно» или «Не­правильно».

Игра продолжается.

Примечание. В роли водящего должен побывать каждый ребенок.

Игра «СЛУШАЙ ХЛОПКИ»

Цель: развитие слухового внимания, способности к воле­вому управлению поведением.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.

Описание игры

Психолог просит детей изобразить с помощью выразитель­ных движений капель, ручеек, сосульку.

Дети поочередно выполняют задание. Самые выразительные движения предлагается повторить и запомнить всем участникам игры.

Затем психолог договаривается с детьми, что на один хло­пок они будут изображать капель, на два — ручеек, на три — сосульку.

Включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Ког­да музыка остановится и прозвучит определенное количество хлоп­ков, дети должны быстро выполнить соответствующее движение.

Игра продолжается.

Задание «НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ЧИСЛА»

Цель: расширение объема внимания, развитие способно­сти к сосредоточению.

Оборудовани е: карточка к заданию  и две фишки (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находятся карточка к за­данию и две фишки.

Психолог предлагает детям найти одинаковые цифры и за­крыть их фишками.

После проверки дети меняются местами (стимульным мате­риалом) и приступают к выполнению следующего варианта за­дания.

 Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ОТДОХНЕМ». (См. выше)

 

 

ЗАНЯТИЕ 23

 Задание «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ДВУМ К АРТИИКAM »

Цель: развитие мышления, воображения и речи.

Оборудование: магнитная доска (наборное полотно); магниты; пары предметных картинок: бабушка — кофта (пе­тух, чашка, ваза и т.д.,), девочка — кролик (фасоль, лыжи, трамвай и т.д.,), мальчик — кот (велосипед, коньки, книги и т.д./, пчела — улей, корзина — подосиновик, аквариум — рыб­ки,, муравей — муравейник, аист — гнездо.

Описание задания

Психолог поочередно прикрепляет к магнитной доске (на­борному полотну) каждую пару картинок и предлагает детям составить по ней как можно больше предложений.

Примечание. Для стимуляции активности детей реко­мендуется использовать фишки.

 

Игра «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Цель: развитие внимания, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Оборудование: картинки с изображением перелетных птиц (по количеству детей).

Примечание. Эта игра аналогична игре «Овощи». Смот­рите ее описание на с. 6.

Задание «НАРИСУЙ И ЗАЧЕРКНИ»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и простой карандаш.

Психолог предлагает детям:

а) нарисовать три треугольника, один круг, два овала и за­черкнуть четвертую фигуру;

б) нарисовать два овала, два прямоугольника, два квадрата и зачеркнуть третью фигуру;

в) нарисовать три круга, три овала, один прямоугольник и зачеркнуть шестую фигуру.

Упражнение «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной классической музыки (например,  В.-А. Моцарт «Малень­кая ночная серенада»).

Описание упражнения

Дети сидят на стульчиках (лежат на ковриках).

Психолог предлагает детям закрыть глаза, послушать отры­вок из музыкального произведения, а затем рассказать о своих представлениях и впечатлениях.

 

 

ЗАНЯТИЕ 24

Игра «ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЕЗД»

Цель: развитие мышления и речи.

Оборудование: 20-30 предметных картинок

Описание игры

Все сидят за общим столом. Предметные картинки распреде­ляются поровну между всеми играющими.

Психолог говорит детям: «Мы будем играть в поезд. Каждая картинка — вагончик. Я положу первую картинку, потом тот, кто слева от меня, положит свою. Так будем делать все по очере­ди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда ва­гончики сцепляются друг с другом, наши вагончики тоже долж­ны быть сцеплены. Вот как это делается: к примеру, кладем кар­тинку, на которой-нарисована ложка, за ней можно положить картинку, на которой нарисована тарелка, так как ложкой едят из тарелки; далее кладем картинку с изображением чайника, потому что тарелка и чайник — это посуда».

Примечание. Картинки можно класть в любом порядке, главное, чтобы ребенок объяснил, почему он делает именно так.

Игра «ПОЗЫ»

Цел ь: развитие воображения, эмоционально-выразитель­ных движений, внимания и памяти.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.

Описание игры

Психолог предлагает детям придумать и принять следующие позы: «цветок», «удивление», «радостное известие», «вкусная , конфета».

Дети выполняют задание. Психолог проверяет и уточняет позы.

Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит команда (на­пример: «Цветок!»), дети должны быстро принять соответству­ющую позу.

Игра продолжается.

Задание «ЗАШИФРОВАННЫЕ СЛОВА»

Цель: расширение объема внимания и возможностей его распределения, развитие мыслительных способностей.

Оборудование: карточка к заданию карандаш (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находятся карточка к за­данию и простой карандаш.

Психолог предлагает детям, используя «ключ» (алфавит, данный в верхней части карточки), «расшифровать» (записать) и прочитать слова.

Примечание. В зависимости от темпа работы дети могут «расшифровать» от одного до четырёх-пяти слов.

Упражнение на релаксацию и развитие воображение «ПЛЫВЕМ В ОБЛАКАХ». (См. выше.)

 

 

ЗАНЯТИЕ 25

Игра «ОТВЕЧАЕМ БЫСТРО»

Цель: развитие мыслительных способностей, внимания и пространственного восприятия.

Оборудование: магнитная доска (наборное полотно); магниты; картинки: воробей, голубь, дятел, кузнечик, лиса, пчела, волк, бабочка, ворона.

Описание игры

Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полот­ну) картинки к игре. Расположение картинок: верхний ряд — воробей, голубь, дятел; средний ряд — кузнечик, лиса, пчела; нижний ряд — вол/с, бабочка, ворона.

Детям предлагается рассмотреть и назвать все картинки.

Затем дети должны, как можно быстрее ответить на вопро­сы психолога:

—  Как можно назвать всех, кто нарисован в верхнем ряду? (Птицы.)

—  Кого больше на картинках — зверей или насекомых? (На­секомых.)

—На какие три группы можно разделить все картинки? (Птицы, звери, насекомые.)

—Посмотрите на картинки в третьем столбике (не путать столбик с рядом!). Что общего у всех, кто там нарисован? (Все летают.)

—  Сравните первый и второй столбики. Что вы заметили об­щего? (В каждом столбике изображены птица, насекомое, зверь.)

Примечание. Для стимуляции активности детей реко­мендуется использовать фишки.

Игра «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

Цель: стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразитель­ных движений.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.

Описание игры

Психолог просит детей вспомнить и изобразить с помощью выразительных движений зверей, птиц, насекомых из преды­дущей игры.

Дети поочередно выполняют задание. Самые выразительные движения предлагается повторить и запомнить всем участни­кам игры.

Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит команда (на­пример: «Воробей!»), дети должны быстро выполнить соответ­ствующее движение.

Игра продолжается.

Задание «ЧИСТЫЙ ЛИСТ»

Цель: развитие восприятия и мелкой моторики.

Оборудование: карточка к заданию, ножницы, клеящий карандаш и салфетка (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находятся карточка к за­данию, ножницы, клеящий карандаш и салфетка.

Психолог предлагает детям вырезать и аккуратно наклеить белые фигуры на серые так, чтобы получился чистый белый лист.

Примечание. Если нет возможности использовать клей, то детям предлагается просто закрыть серые фигуры соответ­ствующими белыми.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ОТДЫХ НА МОРЕ». (См. выше.)

 

 

ЗАНЯТИЕ 26

Задание «РАСШИФРУЙ СЛОВА»

Цель: расширение объема внимания и возможностей его распределения, развитие мыслительных способностей.

Оборудование: карточка к заданию и простой ка­рандаш (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находятся карточка к за­данию и простой карандаш.

Психолог предлагает детям, используя «ключ» (таблицу, данную в верхней части карточки), «расшифровать» (записать) и прочитать слова.

Примечание. В зависимости от темпа работы дети могут «расшифровать» от двух до шести слов.

Игра «ФИЛЯ, ГДЕ ТЫ?»

Цель: развитие навыков произвольного поведения.

Описание игры

Дети становятся полукругом, ведущий находится в центре. Игроки поворачиваются спиной к ведущему и закрывают гла­за. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного из детей. Этот ребенок будет Филей, а все остальные — котятами. По сигналу дети открывают глаза и поворачиваются. Ведущий спрашива­ет: «Филя, где ты?» «Филя» не отзывается. Ведущий задает вон- рос во второй раз. «Филя» молчит. Когда вопрос прозвучит трижды, «Филя» начинает рычать, а затем старается поймать «котят». Если «котенок» успел присесть на корточки, его ло­вить нельзя. Пойманные «котята» выходят из игры. Выигры­вает тот, кто останется непойманным.

Примечание. На первых порах в роли ведущего выступа­ет психолог.

 Задание «ЗАПОМНИ И НАРИСУЙ»

Цель: развитие внимания, зрительной памяти и мелкой моторики.

Оборудование: карточка к заданию, чистый лист бумаги, простой карандаш и ластик (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находятся карточка к заданию, чистый лист бумаги, простой карандаш и ластик.

Психолог предлагает детям рассмотреть фигуры в течение 10 секунд, затем перевернуть карточки и нарисовать увиден­ное по памяти.

После проверки дети меняются местами (стимульным мате­риалом) и приступают к выполнению следующего варианта за­дания.

 

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК». (См. выше.)

 

 

ЗАНЯТИЕ 27

Игра «ШКОЛА»

Цель: снять страх перед школой, облегчить будущую адап­тацию к школе.

Описание игры

1-   я          часть. «ШКОЛА ДЛЯ ЖИВОТНЫХ»

Каждый ребенок по желанию выбирает для себя роль како­го-либо животного (испуганного зайца, агрессивного тигра и т.д.)* «Животные» рассаживаются за столы, входит «учитель» (психолог) и начинает урок: «Здравствуйте, звери! Кто выучил домашнее задание? К доске пойдет заяц и нарисует морковку».

Далее сюжет развивают дети. «Животные» ведут себя в со­ответствии со своей ролью.

Примечание. Если оказывается, что дети боятся не шко­лы, а учителя, то его роль играет один из ребят.

2-   я          часть. «ШКОЛА ДЛЯ ЛЮДЕЙ»

Если в первой части допускались различные «звериные» си­туации, то во второй — школа представлена как нечто «возвы­шенное» , доброе. Проводится урок рисования. Один из детей вы­полняет роль учителя, «ученики» рисуют сюжет «Школа».

Примечание. Можно модифицировать урок рисования. «Учитель» рисует на доске какие-либо фигуры (круг, квад­рат и т.п.). Дети перерисовывают эти фигуры. «Учитель» хва­лит своих «учеников».

 

Примечание. Продолжительность игры «Школа» — 30 минут.

Loading

Добавить комментарий

Вам понравятся