ГОДОВОЙ ПЛАН.
При составлении годового плана необходимо использовать рекомендованную форму (Форма 1), обязательную для всех дошкольных учреждений. Мы также приводим 2 допустимые модификации данной формы, продиктованные удобством работы с ними. (Форма 1А и 1Б).
Приступая к написанию плана необходимо изучить цель и задачи дошкольного учреждения на учебный год, программу, по которой работает детский сад, и отразить это в пояснительной записке к своему годовому плану. На основании этих данных психолог определяет свою цель и задачи работы на год. Если имеется опыт работы, то необходимо определять приоритеты в работе, исходя из прошлогодних результатов, анализа психологического климата в ДОУ, проблем детей, запросов родителей, педагогов, администрации. В пояснительной записке желательно кратко указать актуальность выбранной цели и задач работы, используемые в работе программы.
Чтобы не тратить время на составление нескольких дублирующих друг друга планов рекомендуется составить подробный годовой план с указанием конкретных мероприятий, диагностик, консультаций и занятий.
|
Структура годового плана |
Рекомендации по написанию |
Заголовок(титульн. лист) |
Перспективный план работы на 20__ – 20__ учебный год Педагога психолога МДОУ № ФИО Стаж, категория или разряд |
Заверяется заведующей ДОУ и руководителем ГМО педагогов-психологов ДОУ города. |
Пояснительная записка | Основные задачи детского сада. | Определяются руководством ДОУ (методист, заведующая) |
Программа (ы) детского сада: | ||
Анализ опыта работы. | Учитываются прошлогодние результаты работы, особенности психологического климата в ДОУ, проблемы детей, запросы родителей, педагогов, администрации | |
Цель работы педагога-психолога | Должна быть одна, для ее реализации выбираются более узкие и конкретные задачи. Или она вообще не указывается, заменяется приоритетами работы | |
Задачи работы педагога-психолога | Их не должно быть много. В плане обязательны мероприятия по достижению этих задач | |
Приоритетные направления и программы | Указать перечень используемых программ с указанием автора и названия программы | |
План | Используются формы 1, 1А или 1 Б |
Цель.
Может быть выбрана одна из предложенных формулировок.
– Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
– Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса.
Задачи (по различным источникам).
В зависимости от особенностей ДОУ и направленности педагога психолога, могут быть поставлены различные задачи:
– Своевременное выявление детей, нуждающихся в психологической помощи и создание условий для их гармоничного развития.
– Содействие полноценному психическому и личностному развитию детей.
– Изучение индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
– Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса (адаптация, взаимодействие, подготовка к школе).
– Содействие повышению психологической компетентности педагогов ДОУ и родителей в вопросах обучения и воспитания дошкольников.
– Обучение дошкольников способам преодоления трудностей, способам регулирования своих эмоций и поведения.
– Налаживание взаимодействия и взаимопонимания между участниками педагогического процесса.
– Содействие внедрению … подхода в образовательный процесс (в зависимости от задач ДОУ, города, разработки инновационных проектов, наличия экспериментальных площадок. Образец сопровождения психологом аналогичной работы смотри в журнале Дошкольное воспитание № 9, 2000, с. 42)
– Разработка и реализация групповых профилактических и коррекционно-развивающих программ.
– Разработка и реализация индивидуальных психокоррекционных программ.
– Подбор психологической литературы для самообразования родителей.
– другие.
План.
Годовой план должен отражать:
1. Все направления деятельности педагога психолога:
– психопрофилактическая работа
– психодиагностическая работа
– коррекционно-развивающая работа
– консультативная работа и психопросвещение
– организационно-методическая работа
Реализация этих направлений производится через различные виды деятельности и со всеми участниками образовательного процесса (дети, родитель, педагоги).
Психопрофилактическая, консультативная работа и психопросвещение могут быть представлены:
- профилактическими занятия с детьми всех возрастов 1 раз в неделю, (например, Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Программа психопрофилактических занятий для детей 3-4, 4-5, 5-6 лет);
- выступлениями на родительских собраниях по планам ДОУ, запросам и своим пожеланиям;
- организацией клубов, школ для родителей по актуальным темам, поставленным задачам работы, запросам;
- ведением постоянно действующих семинаров-практикумов для педагогов (например, Типичные проблемы детей дошкольного возраста, Преодоление стресса и эмоционального выгорания педагогов …);
- тренинговой работой с детьми, родителями (например, Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком), педагогами (например, Монина Г.Б., Лютова Е.К. Коммуникативный тренинг и Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психологического здоровья педагогов –газета Школьный психолог, ), психологические игры;
- периодически обновляемым уголком, газетой, стендом с информацией (например, Зачем психолог в детском саду, Как приучить ребенка к наведению порядка…);
- отраженным в циклограмме индивидуальным консультированием (по итогам диагностики, по запросу для решения текущих проблем и вопросов);
- Обязательно освещение своей деятельности на педсоветах (в начале года о задачах и планах, в конце года о достижениях).
Диагностика:
Основное правило: диагностики не должно быть слишком много, она должна иметь цель и результат. Т.е. проведенное обследование должно быть количественно и качественно проанализировано и по результатам должна вестись коррекционно-развивающая работа.
˚ В начале учебного года (август-сентябрь или сентябрь-октябрь) проводится диагностика познавательного развития детей по диагностическим комплектам для каждой возрастной группы. По ее результатам заполняются карты психологического развития на каждого ребенка. Также отслеживается эмоционально-волевое развитие детей (в течение года в зависимости от приоритетов работы). Для этого проводятся наблюдения различных режимных моментов, специальное тестирование, беседы, анкетирования воспитателей, родителей. На основании диагностики формируются группы РИСКА и РАЗВИТИЯ, определяются дети для индивидуальной и подгрупповой работы.
˚ В середине и в конце года проводятся промежуточная и итоговая диагностика детей, посещающих занятия психолога, для отслеживания динамики корректируемых и развиваемых процессов.
˚ В конце года проводится исследование уровня готовности к школьному обучению детей подготовительной группы по блокам (интеллектуальная, личностная, мотивационная готовность). По результатам заполняются медицинские карты, даются рекомендации родителям.
˚ Летом и течение года по мере поступления детей в детский сад ведется наблюдение за адаптацией, анкетирование т беседы с родителями на предмет готовности ребенка в поступлению в детский сад, сбора сведений о новом ребенке, помощи в адаптации.
˚ Также в течение года могут быть запланированы групповые и индивидуальные диагностики педагогов и родителей для решения текущих проблем и повышения интереса к психологическим знаниям (например, для проведения собрания «Кнут и пряник», проводится анонимная анкета для выявления преобладающих в воспитании методов воздействия, или оценка психологической атмосферы в коллективе).
˚ При наличии условий можно организовать компьютерное тестирование, что вызывает больше интереса и доверия, т.к. обрабатываете результаты не психолог, а компьютер.
Коррекционно-развивающая работа:
- Для групповой коррекционной и развивающей работы с детьми можно использовать готовые программы (например, Катаева Л.И. Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет), а можно самостоятельно разработать систему занятий, зафиксировав ее по Форме № 9 (Приложение 4). Это будет считаться авторской разработкой, что при аттестации оценивается выше, чем использование готовых программ и разработок занятий.
- Для индивидуальной работы программа составляется для каждого ребенка в отдельности. Возможна работа с использованием тетрадей (например, с домашними заданиями для работы с родителями по развитию моторики), играми с песком, водой, куклами – в зависимости от опыта, приоритетов психолога, проблем ребенка.
- Работа с семьей (совместные с ребенком и родителем занятия)
- Семинары-практикумы, собрания, тренинги с родителями и педагогами по готовым или составленным программам.
Организационно-методическая работа.
˚ Составление годового плана, годового отчета, циклограммы, ведение журналов и другой отчетной документации.
˚ Составление анкет, диагностических комплексов, подбор и изготовление материалов для диагностики, обработка полученных результатов диагностик, обобщение, написание справок и отчетов.
˚ Подготовка к занятиям с детьми, подбор содержания, материалов, составление коррекционно-развивающих программ.
˚ Подготовка к индивидуальным и групповым консультациям, семинарам, собраниям с родителями и педагогами.
˚ Заполнение карт психологического развития детей, индивидуальных маршрутов развития, документов на группу Риска.
˚ Посещение библиотеки, городского методического кабинета, ГМО психологов для повышения научной и психолого-педагогической квалификации.
˚ Подготовка информационных листовок для родительских уголков.
˚ Практическая работа по развитию учебно-методической базы кабинета.
˚ Взаимопосещения.
В плане обязательно должны быть отражены все 12 месяцев работы, т.к. не всегда можно учесть отпускное время, летние месяцы могут быть объединены (если планирование помесячное) или подробно прописаны в организационно-методическом блоке.
2. Виды деятельности (мероприятия) должны быть конкретные. Например (подробно смотри образцы планов):
Направление работы | Вид деятельности | |
Психодигностика |
Дети |
Диагностика познавательных процессов – Диагностические комплексы для детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.î Методика Лесенка.î Групповая методика КодированиеНаблюдения на занятиях и прогулкахТест Темлл, Амен, Дорки
Промежуточная диагностика детей группы риска Итоговая диагностика детей группы риска Определение готовности к школе (Тест Керна-Иерасека, словесно-логическое мышление, мотивационная готовность) |
Педагоги |
Анкета опрос «Моя группа», Анкета «Пожелания на год».Определение уровня тревожности, профессионального стресса, нервно-психической устойчивости (№ 14,25, 26, компьютерная диагностика).По запросу. | |
Родители |
î Анкета для подготовительной группы, для средней и т.д.Диагностика детско – родительских отношений (Родительское сочинение).По запросу. |
3. Объект деятельности и условия проведения (конкретная группа детей – младшая 1-2, средняя, старшая, подготовительная, родители, педагоги и форма работы – индивидуальная, групповая).
4. Ответственным может выступать не только педагог-психолог, но и воспитатели (например, при анкетировании родителей или выявлении особенностей группы), методист (при подготовке семинара практикума или пед. совета), узкие специалисты (при проведении совместных мероприятий)
5. Сроки проведения, периодичность (в течение года, май, 1 раз в месяц)
6. Предполагаемый результат (формулировки типа: формирование …, заполнение карты психологического развития, оценка уровня развития…, выявление детей группы Риска…)
Форма 1 .
№п/п |
Название работы |
Условия проведения |
Ответственный |
Срок проведения |
Предполагаемый результат |
годовой план Образец Форма 1А и 1Б
Подробнее о документации педагога-психолога Вы можете узнать из книги “Шпаргалки педагогов-психологов ДОУ”
Идеи для составления годового плана: Что интересного добавить в годовой план?
Образцы годового плана: Годовой план работы педагога-психолога на 20___ — 20___ учебный год.
Другие материалы по документации педагога-психолога: Раздел Документация педагога-психолога
Спасибо за толковую работу. Даже мне, стажисту, интересно и познавательно.
Всем Привет! Папка Индивидуальный маршрут развития включает в себя сетки и шаблоны планов индивидуальной работы, программы индивидуальной работы, бланки и листы индивидуальной работы, схемы внутреннего и внешнего образовательного маршрута, конспекты индивидуальных сеансов.