ТЕСТ подходит для первичной диагностики дошкольников, позволяет оценить общее эмоциональное состояние ребенка, взаимодействие с родителями, наличие страхов, выявить отношение ребенка к смерти, к агрессивности, разрушительности, чувству вины и самобичеванию.
Тест быстр в проведении и обработке.
Тест «Сказка».
Ребенку зачитывается 10 сказок. Фиксируются ответы ребенка. используется Протокол тестирования к тесту Сказка
ПЕРВАЯ СКАЗКА «ПТЕНЕЦ»
Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей.
В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец.
Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама на другую. Что делать птенцу?
Нормальные ответы («типичные нормальные ответы») |
Настораживающие ответы ((типичные патологические ответы») |
• Птенец тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку.• Полетит к маме, потому что испугался.
• Полетит к папе, потому что он сильней. • Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его. | • Не умеет летать, поэтому останетсяна земле.
• Попытается лететь, но не сумеет. • Умрет во время падения. • Умрет от голода, дождя, холода и т.д. • О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит. |
ВТОРАЯ СКАЗКА. «ГОДОВЩИНА СВАДЬБЫ РОДИТЕЛЕЙ»
Цель: определить, ревнует ли ребенок своих родителей, чувствует ли себя обделенным вниманием с их стороны из-за проявления ими чувств друг к другу.
Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздничную дату, пригласив друзей и своих родителей. Во время праздника ребенок встает и один идет в сад. Что произошло, почему он ушел?
Нормальные ответы |
Настораживающие ответы |
• Пошел за цветами для мамы.• Пошел немного поиграть.
• Со взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один. • Ему надоело находиться на празднике. | • Ушел, потому что разозлился.• Хотел остаться один.
•Загрустил. • Никто не обращал на него внимания, и он решил уйти. К таким ответам нужно поставить уточняющие вопросы, попросив ребенка дать объяснение. Может случиться, что малыш захочет продолжить разговор или объяснить свой ответ. Или может сказать: “Это праздник мамы, поэтому на ребенка никто не обращал внимания», «Было слишком шумно», «Ему не давали играть в игры», «Папа (или мама) ни разу с ним не поиграл(а)»), “Другие дети на празднике были ему неприятны (или наоборот)» , «На празднике он всегда хочет играть один, ему не нравятся праздники» и т. д. |
• Ему сделали замечание за то, что он плохо ест (горбится, неохотно ходитв детский сад и т д.).
Другие ответы о возможной скуке на празднике также могут рассматриваться как нормальные, и они встречаются довольно часто. |
ТРЕТЬЯ СКАЗКА «ЯГНЕНОК»
Цель. Первый вариант: определение, как ребенок перенес отнятие от груди. Второй вариант: определение наличия (отсутствия) чувства ревности к младшему брату (сестре), которого (которую) еще кормят грудью.
I Вариант. Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немножко молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?
Нормальные ответы | Настораживающие ответы |
- Будет есть больше травки.
- Заплачет, а потом станет есть больше травки.
- Пойдет к другой овце и попросит у нее молока.
- Умрет от голода.
- Пойдет к другой овце и больше не вернется к своей маме.
- Не будет больше обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока.
- Будет так сильно страдать и плакать, что мама достанет где-нибудь молока и принесет ему.
II Вариант. Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немножко молока, которое он очень любил. Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который пьет только молоко, потому что еще не умеет есть травку. Тогда мама говорит старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет есть только травку. Как поступит ягненок?
Нормальные ответы |
Настораживающие ответы |
• Будет есть больше |
травки.
• 3аплачет, а потом станет
есть больше травки.
• Пойдет к другой овце и
попросит у нее молока.
• Постарается пить
меньше молока и есть
больше травки.
• Немного
покапризничает, но
любит маленького
ягненка, поэтому будет
есть только травку.• Умрет от голода.
• Пойдет к другой овце и больше не вернется к
своей маме.
• Не будет больше обращать внимания на маму,
потому что она оставила его без молока.
• Будет так сильно страдать и плакать, что мама
достанет где-нибудь молока и принесет ему.
• Пойдет есть травку, но будет очень злиться на
маленького ягненка и на маму.
• Постарается прогнать маленького ягненка и
снова сможет пить молоко.
• Найдет другую маму для маленького ягненка.
•Будет бить маленького ягненка.
ЧЕТВЕРТАЯ СКАЗКА «ПОХОРОНЫ»
Цель: выявить отношение ребенка к смерти, к агрессивности, разрушительности, чувству вины и самобичеванию.
По улице движется похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме». Кто умер?
Нормальные ответы |
Настораживающие ответы |
•Неизвестный человек. |
•Дедушка (бабушка) какого-то
ребенка.
• Человек, который был очень болен.
• Очень важный человек
• Старик (старушка).• Мальчик (девочка).
• Папа одного мальчика.
• Мама одного мальчика.
• Младший (старший) брат одного
мальчика.
Содержание сказки можно немного изменить для детей 3-5 лет, которые не понимают идею смерти.
Однажды родители, дедушка с бабушкой, тети и дяди и все дети пошли на станцию, и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко, и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?
Нормальные ответы |
Настораживающие ответы , |
• Кто-то из них |
•Дедушка
(бабушка).
•Неизвестно кто.• Мальчик (девочка).
• Папа одного мальчика.
• Мама одного мальчика.
• Младший (старший) брат одного мальчика и т.д.
• Ответы, относящиеся к какому-нибудь лицу из круга
семьи, не названному в рассказе и выбранному ребенком в качестве мишени своей агрессивности.
ПЯТАЯ СКАЗКА «СТРАХ»
Цель: определить наличие страха, тревоги и т. д.
Один мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?
Нормальные ответы | Настораживающие ответы |
• Вел себя плохо и теперь боится наказания. |
• Пропустил уроки в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать.
• Боится темноты.
• Боится какого-то животного.
• Ничего не боится, просто пошутил и т. д.
На все эти ответы нужно
попросить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие
вопросы.• Боится, что его украдут.
• Чудовище хочет украсть его и съесть.
• Боится остаться один.
• Боится, что какой-нибудь зверь
залезет в кровать.
• Боится, что придет вор и ударит его
ножом.
• Боится, что умрет мама (папа) и т. д.
Подобные патологические идеи
выражают скрытую агрессивность по
отношению к родителям, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и склонность к самобичеванию.
ШЕСТАЯ СКАЗКА «СЛОНЕНОК»
Цель: выявить трудности, возникающие у мальчика в связи с развитием сексуальности, в частности, его отношение к так называемому кастрационному комплексу.
У одного мальчика есть слоненок, очень приятный, с маленьким хоботком. Однажды, войдя в свою комнату, мальчик видит, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?
Нормальные ответы | Настораживающие ответы | |
• Слоненок в шутку перекрасился в другой цвет. |
• Слоненок не
изменился. Он только вырос.
•Он ушел, потому что ему надоело оставаться все время в закрытой комнате.
• Он сломал игрушку
мальчика, который побьет его за это.
• У слоненка нет впереди хобота, потому что его у
него отрезали.
• Слоненок вел себя плохо, и у него отвалился
хобот.
• Хобот ему мешает, и он не знает, что делать.
• Слоненок плачет, потому что ему плохо, но никто
ему не помогает.
• Слоненок умер.
• Вместо слоненка в комнате появилось другое
животное и т. д.
Если попросить ребенка уточнить данные им ответы,
он, возможно, объяснит окончания рассказов, придуманные им, как следствие плохого поведения слоненка, которого наказали, или обвинит кого-нибудь в
желании обидеть слоненка, мальчика или обоих.
СЕДЬМАЯ СКАЗКА «ПЕСОЧНЫЙ ДОМИК»
Цель: определить, насколько ребенок привязан к вещам, которые воспринимает как свою собственность.
Один мальчик построил из песка домик, довольно просторный, чтобы можно было играть одному внутри него. Он построил его сам и гордился этим. Мама мальчика попросила подарить ей этот домик, потому что он ей понравился. Как поступит мальчик: оставит домик себе или подарит маме?
Нормальные ответы |
Настораживающие ответы |
• Немножко поиграет, а потом подарит домик маме. |
• Прежде чем подарить домик маме,
покажет его папе (здесь ребенок
может перечислять бесконечное
число лиц кого только вспомнит).
• Поделит его с мамой.
• Отдаст маме, но иногда будет
просить обратно, чтобы поиграть.
И Т.д.• Захочет оставить себе, потому что
домик очень красивый.
• Никому его не отдаст.
• Пои грает, а потом разрушит его.
• Будет жить в домике всю жизнь.
• Почему он должен отдавать домик
маме? И т. д.
ВОСЬМАЯ СКАЗКА «ПРОГУЛКА»
Цель: выявление степени привязанности ребенка к родителю противоположного пола и соперничества с родителем своего пола. Проводится дифференцирование в зависимости от пола ребенка.
Сказка для мальчика. Один мальчик идет с мамой в лес по гулять, и они оба очень довольны. Когда они возвращаются домой, то видят, что у папы изменилось выражение лица. Какое новое выражение лица у него появилось и почему?
Сказка для девочки. Одна девочка идет с папой в лес погулять, и они оба очень довольны. Когда они возвращаются домой, то видят, что у мамы изменилось выражение лица. Какое новое выражение лица у нее появилось и почему?
Нормальные ответы |
Настораживающие ответы |
• у него (нее) довольное выражение лица, потому что они вернулись домой. |
• у него (нее) усталое лицо, потому что он (она) работал (а),
• у него (нее) было сердитое лицо, потому что они долго отсутствовали и он (она) беспокоился (лась) за них,
• Пока они отсутствовали, разбилось стекло (телевизор, стиральная машина, ваза и т. п.).• Он (она) болеет.
• Он (она) заболел (а), пока их не было.
• У него (нее) озабоченное лицо, потому что он (она) увидел (а),что мальчик (девочка) простудился (лась) во время прогулки и у него (нее) температура
• Он (она) раздражен (а), потому что тоже хотел (а) пойти на прогулку, но мальчик (девочка) был (а) против.
• Он (она) плакал (а), потому что боялся (лась), что они больше не вернутся, что они потерялись и т. д.
ДЕВЯТАЯ СКАЗКА «НОВОСТЬ»
Цель: выявление у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, наличие невысказанных желаний и ожиданий.
Один мальчик возвращается с прогулки (из школы, со двора, где он играл в футбол, выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец-то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?
Нормальные ответы |
Настораживающие ответы |
• К обеду придет гость. |
• Придут гости.
• Кто-то позвонил и сообщил
приятную новость (приглашение в гости, выздоровление и т, д.).
• Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься. Мама узнала что-то важное.• Кто-то в семье умер.
• Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день,
• Мама хочет что-то запретить
мальчику.
•Мама сердится, потому что мальчик
опоздал, и хочет сказать ему, что
больше не выпустит его на улицу.
ДЕСЯТАЯ СКАЗКА «ДУРНОЙ СОН»
Цель: определение взаимосвязи ответов с предыдущими.
Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?
Нормальные ответы | Настораживающие ответы |
• Я не знаю. |
• Ничего на ум не
приходит,
•Ему приснился
страшный фильм.
• Ему приснилось
плохое животное.
• Ему приснилось, что
он заблудился, и т. д.• Ему приснилось, что мама (папа) умерла (умер).
• Ему приснилось, что он умер.
•Ему приснилось, что пришли забрать его.
• Ему приснилось, что его хотели бросить под машину,
И т.д.
• Помните, что иногда ребенку снится, что его забрали, что его переехала машина, и ничего патологического в этом нет. Необходимо выяснить, указывает ли один из патологических ответов на состояние тревожности и беспокойства, идентичное уже выраженному прямо или косвенно в предыдущих тестах.
Источник С.В.Валиева Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2007