Кроссенс – ассоциативная головоломка, придуманная и опубликованная в 2002 году Владимиром Бусленко и Сергеем Фединым. Т.е. головоломка достаточно молодая, но из-за своей универсальности, ставшая популярная в педагогике, т.к. её можно использовать по любому предмету на уроке. Позже её стали использовать и в ДОУ.
Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.
Внешне головоломка представляет собой таблицу 3×3 из девяти картинок. Это могут быть фотографии, рисунки или даже формулы и надписи. Решающему предлагается найти ассоциативные связи между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками. Более простые варианты решаются по кругу. В более сложных вариантах – центральная картинка по смыслу связана со всеми картинками или ее нужно отгадать.
Таким образом, для того, чтобы полностью разгадать кроссенс, необходимо решить до 15 (по числу пар соседних клеток) головоломок.
Кроссенсы связаны с ассоциациями, мышлением и требуют определенного запаса знаний. Поэтому обычно их используют, начиная с начальной школы в образовательном процессе. Но более простые варианты с доступными ассоциациями по смыслу, цвету, форме, а также на основе изучаемого материала доступны и дошкольникам.
Чтобы увидеть разность ассоциаций и возможные их варианты, рассмотрим примеры:
Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки!).
А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.)
Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.
А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что-то в голову?… В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук – это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь.
Впервые кроссенс я использовала в лэпбуке Мышление , затем появились еще несколько наборов, выполненных под заказ педагогу, который использует данный материал и обобщает опыт работы в этом направлении.
Пример кроссенса из лэпбука Развиваем мышление:
Кроссенс по патриотичсекому воспитанию: https://www.psixologicheskoezerkalo.ru/shop/metod/5-golovolomok-krossens-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-rossiya
Кроссенсы по сказкам:
Кроссенсы по экологии:
Эти кроссенсы авторские. Пишите понравились ли мои идеи))
А еще попробуйте создать такие головоломки сами! В помощь предлагаю небольшой план по их составлению
Алгоритм создания кроссенса
– Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею и вид – будем двигаться только кругу или отгадывать центральную картинку (это сложнее составить).
– Затем подобрать 10-15 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее. Просто написать ассоциации к теме, а затем ассоциации к каждому выбранному слову.
– Найтобщее, связи между элементами, определить последовательность, выбрав наиболее подходящие.
– Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр), если его нужно будет отгадать.
– Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы
– Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.
Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.
вот мои черновички , например))))
Удачи в составлении и удовольствия в разгадывании кроссенсев!!