Опросник по выяснению семейной ситуации ребенка, его взаимоотношений в семье. Проводится индивидуально с ребенком. Ответы фиксируются (запись на бумаге или аудио запись).
СЕМЕЙНОЕ ИНТЕРВЬЮ
(А.И. ЗАХАРОВ)
1. Если бы ты играл в игру «Семья», кем бы ты стал в этой игре? Кого бы ты стал изображать? Маму, папу, себя? Папу, себя, маму? Себя, папу, маму?
2. С кем ты живешь дома?
3. Кто, по-твоему, главный в семье из родителей, или в семье нет главного?
4. Когда ты вырастешь, ты будешь работать как мама (как папа)?
5. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой) и у тебя был бы мальчик (для мальчиков, девочка — для девочек), то ты бы так же относился к нему, как мама к тебе (для девочек, папа — для мальчиков). Или по-другому, не так? А как?
6. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь?
7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, тебя бы обидел кто-нибудь, ты бы всегда рассказывал об этом маме (делился) или не всегда? Почему?
8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, тебя бы обидел кто-нибудь, ты бы всегда рассказывал об этом папе (делился) или не всегда? Почему?
9. Ты боишься, что тебя мама накажет, или не боишься?
10.Ты боишься, что тебя папа накажет, или не боишься?
11.Что у тебя было плохого, неприятного, страшного в жизни, что запомнилось?
12. Что у тебя было приятного, хорошего в жизни, что тебе запомнилось?
Посредством первых 5 вопросов диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.
Вопрос № 5 позволяет нам понять не только отношение родителей к ребенку, но и сделать своеобразный «заброс» в будущее малыша.
Приведем характерные примеры ответов детей на вопросы «Семейного интервью»:
Вопрос: Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой) и у тебя был бы мальчик (для мальчиков, девочка — для девочек), то ты бы так же относился к нему, как мама к тебе (для девочек, папа — для мальчиков). Или по-другому, не так? А как?
Ответы детей:
…«По-другому: не наказывала бы».
…«Уважала бы, а когда она была плохой, то ругала бы».
…«Как папа, орал бы: „Будешь за дверью до ночи стоять!” Он бы плакал!»
…«Хорошо, отлично: я бы говорила, а она делала, что я говорила».
…«По-хорошему».
…«Наказывала, если бы была непослушная один раз в день».
…«Хорошо бы относился».
…«Не шлепала бы лишний раз».
…«Хорошо: не ругать, не бить!»
Ответы детей на последние два вопроса: № 11 и № 12 приоткроют для педагога не только самые болевые и проблемные точки, но и покажут, что нужно делать для того, чтобы помочь ребенку.
Вопрос: Что у тебя было плохого, неприятного, страшного в жизни, что запомнилось?
Ответы детей:
… «Мама! Лупит иногда даже!», «Сны про всяких страшилищ».
…«Когда я сплю, я все время думаю, что из маминой постели вылезет дядя и меня захочет забрать».
…«Темнота, в темноте ночью сплю без мамы, сверху кто-то топает ночью и стучит молотком».
…«Как меня обижали».
…«Что мама ушла, не сказав».
Вопрос: Что у тебя было приятного, хорошего в жизни, что тебе запомнилось?
Ответы детей:
… «Когда была ласковая мама. Когда я была маленькая, она была ласковая».
…«Мама и папа меня любят, заботятся».
…«Как меня уважают».
…«Что мама говорила „молодец!”, целовала в щеки, в лобик».
…«Не было ничего».
…«Мама!»
…«Когда меня мама не наказывает».
…«Что папа за мамой ухаживает».
…«Что меня очень любят родители».
Результаты опросов в обобщенном виде можно использовать для родительских собраний. При наличии техники, можно записать ответы детей и включить на собрании запись самых интересных.
Еще идеи для проведения интересных родительских собраний в книге “10 секретов успешного родительского собрания”