Вт. Дек 7th, 2021

Методика “Человечки” используется для диагностики самооценки ребенка, его взаимоотношений с социумом. Походит для дошкольников и начальной школы. В разных источниках называется по разному, например, “Дерево”, “Смешные чаловечки”. Подходит для индивидуальной и групповой диагностики

Методика «Человечки»

Детям предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта мы не предлагаем  вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них—разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».

 

Методика человечки
Методика человечки

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Человечки» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий

№ 2, 19, 18, 11, 12—общительность, дружескую поддержку

№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

№ 5 утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 9 мотивация на развлечения

№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 8 характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 14 кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Следует заметить, что позицию № 16 уч-ся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17»,а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).

Есть и другой вариант, его можно использовать для повторной диагностики.

самооценка Человечки

Источник: Л.П. Пономаренко Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе.

Методические рекомендации для школьных психологов Одесса «Астра-Принт»,1999.

Методические рекомендации по диагностике взаимоотношений в социуме: В своей практике использовала тест несколько шире предложенного здесь варианта. Помимо себя предлагала найти еще маму, папу, брата, учителя, воспитателя и т.д. В зависимости от того какую информацию о взаимодействии с социумом нужно получить.

Методические рекомендации по групповой диагностике дошкольников (оптимально 10-15 человек за 1 раз): Т.к. дошкольники самостоятельно не могут подписать человечков, то предлагаю для групповой диагностики использовать цветные карандаши. Все поднимают вверх желтый карандаш, ищут себя, раскрашивают. Все поднимают зеленый карандаш – ищут маму раскрашивают и т.д. Так есть возможность проконтролировать всех, при обработке будет ясно кто где.

Методические рекомендации по индивидуальной диагностике: При индивидуальном обследовании ребенку предлагаю цветные карандаши и бланк с деревом и человечками. Здесь появляется дополнительная возможность оценить эмоциональное состояние ребенка, его отношения к близким и знакомым. Полезен вопрос кого ты еще узнал на этой картинке. Психолого подписывает названных людей. При консультировании родителей можно будет спросить про этих людей, если для них выбраны неблагоприятные позиции.

Еще интересный вариант, использовавшийся психологами в прошлом для диагностики эмоциональных состояний взрослых. Нужно было найти человечка, самого близкого по эмоциональному состоянию. А есть просто цветной вариант для детей.

Тест Человечки
Тест Человечки
Тест на самооценку и взаимодействие с социумом
Тест на самооценку и взаимодействие с социумомЧеловечки

 

Просмотры 904 , Сегодня 7 

Добавить комментарий