Вт. Сен 28th, 2021

Методика “Белый гриб” направлена на диагностику личностных особенностей ребенка. В ней используются общеизвестные проективные техники, и получаются интересные результаты.

Цельизучение эмоциональных отношений в структуре личности, формирование мотивации к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению.

Формы работыиндивидуальная, групповая.

Автор методики Ирина Кленикская, педагог-психолог центра внешкольной работы«Контакт»,г. Минск,Республика Беларусь

 Инструкция

Подготовьте оборудование: лист «Палитра настроения» (приложение 1), цветные карандаши разного размера не менее 12 цветов, лист с изображением белого гриба (приложение 2), простой карандаш, ластик. В самом начале поговорите с детьми о чувствах. Расскажите им сказку, в которой встречаются добрые и злые, щедрые и жадные, смелые и трусливые герои.

Молодым людям предложите придумать новое прочтение известных сказок. Данный ход способствует раскрепощению личности и сбрасыванию внут рисунок 1 реннего напряжения.

Ход тестирования

1-й этап. Создание «Палитры настроения»

Инструкция ведущего: «Выберите цвета, которые, как вам кажется, наиболее полно отражают ваши чувства радости, удивления, интереса, страха, вины, обиды, грусти и злости. Раскрасьте этими цветами вашу «Палитру».

2-й этап. «Спасательная операция»

Вариантом для детей может быть сказка о том, как злой колдун напал на страну и превратил все, что видел, в прозрачные белые грибы. Так, «грибами» стали люди, звери, растения, машины, здания и даже телеграфные столбы. Вариантом для молодых людей может быть история спасения инопланетной цивилизации, которая оказалась в беде.

Инструкция ведущего: «Расколдуй свой гриб, дорисовав недостающие для предмета или живого существа детали и раскрасив их».

3-й этап. Знакомство со «спасенным»

Инструкция ведущего: «Дайте имя тому, кого «спасли», или название того, что «спасено». Например: пират, кот Федор, яблоко, люстра… Напишите несколько качеств, которые, как вам ка-

жется, относятся к «спасенному». Например: трудолюбивый, болтливый, твердый, холодный…рисунок 2

Подумайте, глядя на него, чего ему хочется? Запишите его ответ. Например: тепла, опоры, равновесия… Мысленно спросите у него, что надо сделать, чтобы это получить? Например: пойти учиться, перестать бояться, научиться заботиться о других.

Сочините историю о «спасенном». Расскажите, где он живет, чем занимается, какое у него хобби, как он проводит свободное время и др.».

В перечень вопросов можно включать все, что, как вам кажется, наиболее актуально для данной личности.

Интерпретация результатов

Помните: рисунок есть не что иное, как символ самого диагностируемого.

1-й этап. Изучение эмоциональной сферы личности

Обратите внимание на выбор цвета для каждого предлагаемого чувства или эмоции. Цвето-

ассоциативный эксперимент позволяет проникнуть в глубинные слои психической организации социального опыта, сложного для осознания и вербализации ребенка. Используя цвет, ребенок выражает свое отношение к данной эмоции. Проанализируйте характерологические цветовые

предпочтения личности и соответствующее им настроение. Например: соотнесение эмоции радости с желтым цветом указывает на то, что человек испытывает радость от надежды на успех; выбор серого цвета для эмоции страха указывает на состояние тревоги и неуверенности; черный цвет эмоции злости предполагает скрытую агрессию, направленную на окружающих. Обратите особое внимание на «Палитру», состоящую только из одного или двух цветов. Это может говорить либо о несформированности эмоциональной сферы личности, либо о закрытости человека (особенно если в «Палитре» преобладает серый цвет), либо о повышенной активности — гиперактивности(преобладание красного цвета).

Особое внимание уделите поведению детей при выборе карандашей для раскрашивания. Дети, предпочитающие карандаши маленького размера, меняющие их по несколько раз, прежде чем раскрасить, демонстрируют модель неуверенного (робкого) поведения, в то же время ребята, выбирающие самые длинные карандаши, демонстрируют самоуверенное поведение.

Отметьте для себя порядок, в котором дети раскрашивают «Палитру». Все кружочки раскрашиваются последовательно: слева направо — либо уверенная в себе, либо педантичная личность; справа налево — либо смелая, либо агрессивная, либо имеет ведущее правое полушарие. Кружочки раскрашиваются хаотично, непредсказуемо: либо неуверенная, либо творческая личность.

2-й этап. Соотнесение цветовых предпочтений и созданного образа

Посмотрите где «аккумулируются» эмоции у человека. Для этого соотнесите цвета, которыми раскрашен «спасенный» предмет или человек. Если в рисунке использованы цвета, которых нет в «Палитре», попросите дополнить ее новыми цветами с указанием чувств, которые им соответствуют. Обратите особое внимание на рисунки, выполненные в двух цветах: красном

и черном(активное сопротивление по отношению к окружающему миру), черном и желтом (обреченность на неудачу, склонность к депрессии, безысходность).

Пример. «Палитра настроения» и предложенный образ мальчика Мая (рис. 1) дает возможностьрисунок 3

утверждать, что ребенок сознательно отказывается от проявления положительных эмоций в надежде на то, что, демонстрируя такие отрицательные эмоции, как обида, грусть и злость, получит то, что ему так не-обходимо(собаку, велосипед, кошку и хомяка). При этом он испытывает чувство вины и очень боится разоблачения.

3-й этап. Изучение характерологических особенностей личности

Аналогично тестовой методике «Несуществующее животное» проанализируйте характерные черты личности, учитывая пространственное расположение, наличие острых углов, штриховок, использованных при выполнении рисунка. Обратите внимание на характеристики, данные образу самим ребенком.

Пример. Мальчик Май (рис. 1) представлен ребенком как веселый, ответственный, добрый, отважный, негативных черт характера у данного образа не оказалось. Можно сделать вывод, что либо ребенок не видит в себе никаких недостатков, либо он сознательно хочет убедить в этом окружающих. Особое внимание уделите поведенческим аспектам представленных образов.

Примеры. Девочка представила образ «светофора Паши» (рис. 2), который управляет поведением окружающих. Отсюда можно сделать вывод, что ребенок не только хочет быть в центре внимания в школе и дома, но и добивается полного подчинения других своей воле.

4-й этап. Исследование направленности и мотивации деятельности личности

Обратите внимание на характер деятельности созданного образа, на соответствие его ведущему для данного возраста виду деятельности, на особенности мотивационной сферы. Включен ли образ в какую-либо деятельность и что его к этому побуждает.

Пример. Девочка представила себя в образе «лампы, стоящей на письменном столе» (рис. 4). На основании этого можно предположить, что учеба на данный момент является для нее приоритетным видом деятельности. Однако «лампа» оказалась выключенной из розетки. А это указывает на необходимость внешней  мотивации личности. При более подробном исследовании видно, что в структуре личности девочки преобладает мотивация избегания неудачи (радость от успеха и боязнь допустить ошибку).

5-й этап. Исследование коммуникативных способностей

Если на рисунке изображен неодушевленный предмет, то можно предположить, что либо ребенку сложно устанавливать отношения с другими людьми, либо он сознательно отказывается от  общения.

Пример. Образ «лампы» (рис. 4) указывает на пассивность и чувство одиночества, а также на мечтательность и лень.рисунок 4

6-й этап. Исследование гендерной идентификации личности

Если девочка изображает на рисунке живое существо: человека или животное мужского рода (например, быка, оленя, волка), значит, в ее характере преобладают маскулинные черты. И наоборот, если на рисунке мальчика изображена принцесса, стюардесса или животное женского рода, то в нем проявляются феминные черты.

7-й этап. Исследование творческих способностей

Чем интереснее созданный образ, чем больше в нем различных деталей, тем более творческая личность перед вами.

Коррекционные возможности методики

Описанная методика дает возможность уже в ходе обсуждения выявить «проблемное поле» личности и откорректировать его. Проговаривая проблемы «спасенного» предмета или существа, человек сам сможет моделировать способы их решения. Методика достаточно демократична. При желании человек может откорректировать созданный им образ или придумать новый, наиболее предпочтительный для него.

Пример. В рассмотренном ранее случае девочке, представившей себя в образе уточки Шелли, была

предложена свобода действий. Сначала она изобразила опустевшее гнездо коричневого цвета (цвет эмоции грусти), несоразмерно большого голубя (цвета черный и красный указывают на агрессию к происходящему).

Саму же Уточку девочка отправила за мамой, чтобы та забрала ее из нового дома и привезла в покинутое «гнездо» (рис. 5).

Таким образом, в ходе работы создаются условия для постановки актуальных жизненных целей личности. Так, например, в работе с «настольной лампой» важным было решение ее включить, а со «сказочником» — начать действовать.

Воспитательные возможности методики

Формирование нравственных качеств личности ребенка является основной целью процесса воспитания.

Методика создает дополнительные условия для активизации чувства сопереживания, сострадания. Дети с огромной радостью и уважением к самим себе рассказывают о «спасенных» ими людях, животных, птицах, придумывают различные истории об их будущей жизни.

Преимущества методики

Данная методика имеет преимущество по сравнению с аналогичными, которое заключается в том,

что она работает как на уровне сознания (человек сознательно выбирает определенные цвета для раскрашивания эмоций), так и на уровне бессознательного (раскрашивание созданного «образа»). В известной методике «Волшебная страна чувств» работа проводится только с опорой на сознание человека, и полученная в ее результате «Карта страны» не дает в полной мере «эмоциональной карты личности», так как человек сознательно располагает на ней все регламентированные эмоции.

С помощью этой методики можно диагностировать только те эмоции, которые в данный момент испытывает человек. Например. В созданном ребенком образе «сказочника» отсутствуют оранжевый и бордовый цвета, а вместе с тем появился красный (рис. 6).

Бланк.

круги

бланк белый гриб

Источник: журнал Школьный психолог №18 (472) 16‒30 сентября 2010

Просмотры 5 , Сегодня 1 

Добавить комментарий