Вт. Сен 28th, 2021

  В 21 веке детей сложнее привлечь и удивить дидактическими играми и материалами. Компьютеры, гаджеты захватывают их внимание и менее динамичные и интерактивные  пособия их почти не привлекают. Второй причиной поиска новых инновационных технологий является современная тенденция ухода от учебной деятельности в ДОУ и перенос приоритета на игровую деятельность, как ведущую деятельность дошкольного детства. Актуальным становится активность ребенка, его общение и взаимодействие со сверстниками и педагогом в процессе получения новых знаний, систематизации информации.

  Поэтому  одной из важнейших задач педагогики и психологии на современном этапе – это поиск и внедрение новых инновационных технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

  Одной из таких популярных технологий стал лэпбук.
 Лэпбук – собранная и систематизированная папка с информацией по определенной теме, которую дети могут использовать для самостоятельного изучения и закрепления темы, самостоятельной игры и творчества.

Лэпбук — самостоятельное полноценное средство развития детей, отвечающее всем требованиям ФГОС.

Лэпбук – процесс и результат исследовательской и проектной деятельности детей  (взрослых и детей).

«Лэпбукинг» – американская технология. Термин “Лэпбук” был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала ее так, именно потому, что весь Лэпбук умещается  на коленях ребенка. Он так и переводится «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Он способствует усвоению знаний, их обобщения и систематизации. Особая прелесть методики в том, что ребенок в игровой форме изучает или учится собирать и структурировать информацию. Без этого бесценного навыка самостоятельное образование невозможно.

Американская технология изготовления подразумевала одноразовое использование лэпбука, самостоятельное выполнение разных заданий, дописывание, дорисовывание и раскрашивание ребенком элементов лэпбука. Поэтому в изготовлении использовались доступные и дешевые материалы – картонные папки, бумага, черно-белые распечатки элементов.
В нашей стране лэпбук претерпел сильные изменения и сейчас только часть лэпбуков изготавливается по принципу американской технологии. В большинстве случаев ее используют в начальных классах, когда дети уже пишут и могут самостоятельно заполнять детали и элементы лэпбука.
В ДОУ эта интерактивная папка стала инструментом систематизации и хранения дидактических, информационных и творческих материалов по различным темам.

Большинство материалов современных лэпбуков многоразовые и позволяют использовать их не с одним ребенком, а с несколькими, многократно обращаться к теме для повторения и закрепления или организовывать досуг детей.

Также стоит отметить, что для старших дошкольников возможно привлечение  их к процессу изготовления лэпбуков, поиску материалов, выбору фото и т.д. Тут открываются еще и дополнительные возможности взаимодействия с родителями, что отвечает требованиям ФГОС. Для младших дошкольников в приоритете использование готовых лэпбуков с яркими и крупными иллюстрациями, понятными малышам. В данном случае лэпбуки используются  в индивидуальной работе.

 В чем секрет популярности лэпбуков?

Есть несколько причин, по которым лэпбуки стали популярны и у детей, и у педагогов, и у родителей.

  • Лэпбук – активизирует у детей интерес к познавательной деятельности.
  • Появляется возможность проявить себя каждому ребёнку.
  • Помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно, если ребёнок визуал).
  • Лэпбук – структурирует и организует большой объем информации, позволяет удобно сохранить собранный материал.
  • Это просто интересное и творческое занятие, позволяющее внести разнообразие в занятие или совместную деятельность со взрослым.
  • Развивает креативность и творческое мышление, познавательные процессы в игровой и наглядной форме.
  • Объединяет детей и взрослых в увлекательном и полезном занятии.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Создание лэпбука – эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству и совместному развитию личности ребенка (как требует ФГОС).

Родители могут обеспечивать поддержку:

  • организационную (экскурсии, походы);
  • техническую (фото, видео);
  • информационную (сбор информации для лэпбука);
  • мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).
    А если ребенок является участником создания лэпбука, то в результате данной практики у него развиваются универсальные умения, такие как:

– умение планировать предстоящую деятельность, самостоятельно искать информацию;

– договариваться со  сверстниками;

– распределять обязанности;

– искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

– принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

-используя  устную  речь, выражать свои мысли и желания.
Но чтобы лэпбук выполнял свои функции, он должен отвечать ряду требований и рекомендаций.

  1. Соответствовать возрасту ребенка (иллюстрации, их размер, качество, содержание материала, объем – должны быть подобраны с учетом возрастных особенностей детей.
  2. Качество и эстетика (если мы говорим о лэпбуках, созданных взрослыми). Иллюстрации и материалы должны быть понятными и четкими, в хорошем качестве.
  3. Достоверность и динамичность. Важно проверять различные факты и материалы, т.к. материал из интернета не всегда соответствует реальности и может сформировать неверные представления у детей. Или в ходом времени эта информация может поменяться и нужно будет оперативно вносить изменения в лэпбук. Например, смена руководителей , новые открытия и рекорды.
  4.  Содержание лэпбука должно быть разноплановым, чтобы любой ребенок мог найти в нем интересные для себя материалы. Это позволит создать мотивацию у ребенка, поддержать интерес к дальнейшему изучению темы.

Для изготовления лэпбука  необходима основа. Это может быть бумажная папка, лист А3 картона, Плотный разворот фотоальбома, потолочные плитки.

К основе крепятся всевозможные карманы, развороты, складные листы с заданиями, листающиеся блокноты. Они могут быть из разных материалов (бумага, пластик), но самое главное – их  функциональность. Наибольший интерес представляют собой раскрывающиеся кармашки, двигающиеся и вращающиеся детали, перелистывающиеся страницы.

Наполнить лэпбук можно следующим материалом:

– стихи по теме;

– загадки, пословицы, поговорки по теме;

– мнемотаблицы;

– ребусы по теме;

– раскраски;

– игра “найди тень”;

– мемори – парные картинки;

– наложенные картинки, перепутанные;

– оригами по теме;

– разрезные картинки;

– схема составления рассказа;

– мини-книжки;

– сюжетные картинки по теме для составления рассказов;

– наборы последовательных картинок для составления рассказов;

– сделай сам (поделки из пластилина, бумаги, листьев и т.д. на тему);

– вставь пропущенную деталь;

– различные игры на соотношение (в зависимости от темы);

– 10 почему;

– из истории;

– интересные факты;

– верю-неверю или правда или ложь;

– нарисуй по клеткам;

– тема в живописи;

– объемные накладки.

Темы лэпбуков могут быть широкими (например, времена года, насекомые, правила ПДД, цвета) или очень узкими (например, божьи коровки, болото, буква Ш, желтый цвет).

К некоторым темам можно добавлять натуральные объекты (например семена, перья, листья и др.)

Идеи для игр: вредно-полезно, жилища, строение, питание, детеныши, цикл развития, что нужно. придумай или собери свой объект (животное, цветок, птицу…).

Например, лэпбук “Зубы” – авторский вариант пособия. Он содержит 6 различных игр (Парные картинки Зубная фея и акула, Игра Инопланетянин, Игра Зубастики, Разрезные картинки, Игра Верю — не верю, Полезный — вредный), три книжки (Самые зубастые, Самые беззубые, Кто как кусает), Правила ухода, стихи, загадки, раскраски, обводилки. Содержание Лепбука способствует   развитию памяти внимания, мышления, восприятия, моторики, расширяет кругозор ребенка. В комплект входят титульный лист, все раскладки игр, карманов,  кубиков, карточки, фишки, правила игр.

  • лепбук зубы

Еще выбор более 200 тем в разделе Лэпбук

Продолжение темы в специальтном разделе: Секреты лэпбуков

 

Просмотры 28 , Сегодня 1 

8 комментариев к «Что такое “лэпбук”?»
  1. зарегестрировалась сегодня. Попробовала скачать лепбук-эмоции. Как здорово, интересно,увлекательно. Спасибо за Ваш труд и очень полезную информацию

  2. Спасибо за интересный сайт!!! Спасибо за материалы, которыми делитесь!!! Спасибо за ваш труд. Приобрела лэпбук-«В гостях у звуков К и КЬ» .Очень жаль что нет схемы сборки лэпбука.

Добавить комментарий