Как помочь ребенку легче и быстрее адаптироваться к школьной жизни? Об этом они могут рассказать сами: Советы от детей или может рассказать педагог или психолог. Консультация предназначена для родителей. Может быть использована как учителем, так и психологом.
Консультация для родителей первоклассников: «Адаптация детей к школьной жизни».
Цель: расширение представлений родителей о новой социальной роли их детей, об особенностях организации жизнедеятельности первоклассников.
Ход выступления.
– 1 сентября во всех школах прозвенел 1-й звонок и тысячи девочек и мальчиков, вчерашние дошкольники переступили порог школы. Шаг это не простой как для ребенка, так и для родителей. Дети и родители должны привыкнуть к новым условиям школы, режиму, т.е. адаптироваться.
Как облегчить этот процесс для наших детей?
Ребенок стал учеником официально, но многим еще сложно принять на себя эту роль. Сложно заставить себя сидеть на уроках и слушать учителя. Учеба приобретет значимость позже, а пока ребенку хочется играть не потому, что он ленится или вредничает, а потому, что он психологически еще дошкольник, и основная движущая сила его развития – игра. Особенно это касается детей, которым нет еще 7 лет.
Но постепенно авторитет учителя станет для ребенка неприкосновенным. Поэтому не обижайтесь, если через месяц, другой ребенок будет отстаивать мнение учителя, а не ваше: для него учитель не может быть не прав.
Но это при условии, что вы будете при ребенке отзываться об учителе и школе только положительно, в период адаптации больше рассказывайте детям о годах своей учебы, показывайте
фотографии.
Поддерживайте ребенка. Сейчас у каждого ребенка будут свои трудности: у одного в отношениях с одноклассниками, у другого в письме, у третьего в чтении. От того как вы отреагируете на эти промахи будет зависеть его самооценка в школьной жизни и общий интерес к учебе. Поэтому сейчас в период адаптации – самый сложный и важный этап школьной жизни – ребенку необходима ваша помощь и понимание.
Возможно, некоторые из вас уже заметили, что ребенок становится упрямым, тянет время, откладывает задания на крайний срок. Это может быть связано с проявлением кризиса 7 лет или с плохой адаптацией. Сгладить эти проявления можно, существует несколько секретов.
- Личное время для ребенка. Уделяйте ребенку больше времени. Сейчас им особенно необходимы ваша забота и внимание, поэтому выделите время только для ребенка – это может быть 30-40 минут, но посвященных только ему, а не урокам. Играйте с ним в игры, читайте книги, гуляйте, посещайте выставки. Начните собирать коллекцию чего-нибудь, посетите на выходных музей, цирк, аттракционы, чтобы ваша связь с ребенком не слабела. Через несколько лет, когда вам захочется пообщаться с ребенком, он может отказаться. Ему важнее будут его друзья, поэтому не упустите время! Как гласит народная мудрость: «Недолюбленные дети становятся впоследствии трудными детьми». Помните это.
- Режим. Сейчас очень важно правильно организовать новый распорядок дня для ребенка. Он не должен координально меняться. Психологи не рекомендуют одновременно с началом обучения в первом классе отдавать ребенка на какую-либо секцию. Большие нагрузки не оправданы и ребенку придется адаптироваться еще в одном месте. Поэтому, если Вы настроены отдать ребенка в музыкальную школу, на футбол или еще куда-то, лучше подождать хотя бы пол года, а лучше целый год.
- Сон. Школа отнимает много сил у ребенка, поэтому в период адаптации рекомендуется давать ребенку витамины, больше гулять на свежем воздухе. Если ребенок к вечеру обессилен, может иметь смысл продолжить дневной сон. Общая продолжительность сна должна быть приблизительно 10-11 часов.
- Рабочее место. После школы ребенок должен не меньше 1 часа отдохнуть, а только после этого приступать к урокам. Уроки делать в одном и том же месте, убирая все лишние предметы, отвлекающие ребенка. Необходимо правильно организовать освещение, проветривание, высоту стула и множество других мелочей, от которых зависит здоровье детей. Ведь по статистике, лишь небольшой процент детей выходит из школы здоровыми. На 50% это зависит от организации работы дома.
- Минуты отдыха. Выполняя уроки, нужно делать перерыв, каждые 15-20 минут. Это связано с возрастными особенностями детей – больше ребенок не сможет сосредоточить свое внимание. Этот перерыв может быть активный: поиграйте с ребенком в пальчиковую игру, поговорите, сходите в магазин. Рекомендуют также в этот перерыв дать ребенку выпить сока, съесть фрукт или конфету. Это переключит внимание ребенка, даст ему отдохнуть. Уважаемые учителя, не забывайте и Вы делать такие перерывы каждые 20 минут. А иначе ребенок может назначить перерыв себе сам, достав бутерброд или воду прямо на уроке.
- Привычки. Еще важно сейчас научить ребенка быть самостоятельным в выполнении школьных обязанностей. Покажите, как правильно собирать портфель, где место каждой школьной принадлежности. Расскажите в какой день какие уроки, и что нужно брать с собой. Как нужно вешать форму и где. Покажите 1 раз, напомните при необходимости или если ребенок попросит и дайте самостоятельность ребенку в этих мелочах. Контролируйте так, чтобы ребенок не видел. Если что-то не так или ребенок забыл, не говорите прямо, а намекните. Когда ребенок освоит это, он почувствует школьную ответственность, станет организованнее и дисциплинированнее.
Есть притча, по которой на жизненном пути каждого человека встречается распутье, сейчас Вы и ваши дети у такого распутья, и, надеюсь, что эти рекомендации помогут Вам выбрать правильную дорогу в сложной школьной жизни.
Еще материалы по адаптации здесь.