Родительское собрание “Друзья или враги?”
Влияние телевидения и компьютеров на психическое и физическое здоровье детей.
Цель: расширение представлений родителей о влиянии компьютеров и телевидения на здоровье детей путем обмена опытом и принятии роли защитника или противника СМИ.
Оборудование: листы бумаги, ручки по числу участников собрания, бумага для записей тезисов команд, плакат с цитатой (см. в конце занятия), планшет или доска для записей (можно использовать готовый напечатанный вариант, но вывешивать по мере предложения подобных высказываний), проанализированные и отобранные ответы детей, плакат с правилами ведения дискуссии.
Предварительная работа: опрос детей по вопросам
- 1. Что ты любишь смотреть по ТВ?
- 2. Твой любимый мультфильм.
- 3. Что родители запрещают тебе смотреть?
- 4. Для чего нужен компьютер?
Ответы анализируются и отбираются наиболее интересные для прочтения родителям. Можно оформить их в виде плаката, газеты, слайд-шоу.
Ход собрания.
Участники собрания рассаживаются таким образом, чтобы легко было выделить 2 команды и участникам одной команды общаться между собой.
В начале предлагается на листе бумаги закончить насколько фраз:
- Телевидение и компьютеры – это…
- Моя любимая телепередача, фильм и компьютерная игра.
- Мой ребенок больше всего любит смотреть…
- Любимый мультфильм моего ребенка…
- Я запрещаю смотреть моему ребенку…
Вопросы зачитывает ведущий, а родители записывают только ответы.
Вы ответили на вопросы мини анкеты, а теперь мы предлагаем сравнить Ваши ответы с ответами ваших детей. Ведущий зачитывает наиболее интересные ответы детей, предлагает высказать мнение о совпадении или противоречии взглядов родителей и детей.
Сегодняшнее занятие пройдет в виде дискуссии, команда справа от меня будет защищать положительный аспект влияния ТВ и компьютеров, а команда слева негативное. Командам дается 10 минут для обсуждения и выдвижения ряда тезисов в защиту или в обвинение СМИ.
Психолог предлагает правила ведения дискуссии, которых должны придерживаться обсуждающие.
Правила ведения дискуссии:
* Внимательно слушайте оппонента, поймите его логику.
* Имейте свою точку зрения, но не вступайте в конфликт.
* Не перебивайте.
После команда зачитывает свои доводы и происходит обсуждение. Вначале обсуждается отрицательное влияние, а затем положительное. Параллельно на доске составляется таблица + и -.
В помощь ведущему и участникам (если участники самостоятельно не находят какой – либо аспект влияния, то ведущий подсказывает его микрогруппе):
Положительное влияние |
Негативное влияние |
Расширение кругозора, словарного запаса | Вред здоровью при неправильной организации рабочего места (зрение, осанка) |
Развитие познавательных процессов (памяти, мышления, воображения и т.д.) | Влияние на психику (криминальные новости, ужастики, стрелялки) |
Обучение в интересной форме (англ., география, чтение и т.д.) | Отучает быть спортивным, подвижным |
Экономия времени на поиск информации | Предмет ссор в семье |
Стимуляция познавательной активности | Уменьшение роли родителей в воспитании детей |
После обсуждения ведущий предлагает высказать свое мнение еще по нескольким фактам. Зачитывается ситуация, от каждой команды должен последовать соответствующий комментарий, в соответствии с функцией команды.
1. Статистика показывает, что дети, которые смотрят телевизор 27 часов в неделю, становятся очевидцами сотен сцен насилия и секса. (возможные высказывания команд: «–» - негативное влияние на психику детей; «+»- если контролировать просмотр телепередач и больше времени проводить с ребенком, то всего этого можно избежать).
2. Пятилетний ребенок 25 минут в неделю проводит с отцом и 25 часов смотрит ТВ. («–» -малое влияние отца на ребенка; «+»- привлекать всячески отца в игры ребенка, хотя бы и на компьютере).
3.Во многих странах Европы, США существует запрет на фильмы, передачи эротического или жестокого содержания до 22.00 часов или позже. («+»-меньше вероятность нанесения вреда психическому и нравственному развитию детей; «–» - в России подобного законодательства нет).
4. Дети с удовольствием смотрят рекламу, но именно там собраны все «сливки» из фильма любого содержания («–» -даже не смотря фильм, ребенок может получить вред; «+»- отвлекать детей во время рекламы какой – либо игрой или деятельностью).
5. Дафин Фро – Мейгс говорила: наше общество потратило столетия на развитие механизма ограничения жестокости: переговоры, терпимость, юмор… Стремительные решения киногероев, телевидение и видеоигры могут свести на нет многовековые усилия»
Количество предлагаемых для обсуждения ситуаций можно сократить.
После обсуждения предлагается составить свод правил обращения с компьютером и телевизором, которые помогут снизить их негативное влияние до минимума. Предложения вносят члены обоих команд, опираясь на составленную таблицу.
Рекомендации могут быть такими:
- Вырабатывать у детей телеиммунитет, чтобы он сам мог отличать нужные ему программы от вредных и опасных. Для этого смотреть вместе с ребенком различные телепередачи (невзирая на свои вкусы); комментировать, что в них хорошо, а что плохо, но не забывать и о мнении ребенка.
- Помогать в выборе фильмов, телепередач, компьютерных игр, формируя негативное отношение к жестокости, пошлости.
- Учите детей чередовать развлечения: электронику должны сменять кино, театры, музеи, спортивные и интеллектуальные игры.
- Хотя бы раз в месяц отправляйтесь на природу или в пешую прогулку по городу.
- Ограничивать время пребывания перед экраном (для дошкольников не больше 15 минут в день и не более 3 раз в неделю).
- Создать необходимые условия (освещение для работы с компьютером в 2 раза меньше обычного; без бликов на экране, спинка стула наклонена назад, центр экрана на уровне глаз и не ближе 60 см (для телевизора 1,5 метра), под ногами опора).
- Если желающих много для избежания ссор нужно либо использовать очередность, либо найти что-то интересное всем (не мультфильм и не новости, а познавательная передача о животных)
- В комнате, где стоит компьютер ежедневно проводить влажную уборку, почаще проветривать (способ приобщить ребенка к наведению порядка), поставьте аквариум и побольше цветов (кактусы др.).
Хотелось бы закончить собрание словами Микаэля Стора (плакат висит в зале): «… не экран, а семья устанавливает законы жизни ребенка. Плохо, что родители оставляют детей на много часов наедине с игровой приставкой и предоставляют компьютеру право развлекать и воспитывать потомков. Предоставленные сами себе, наиболее уязвимые, психически неустойчивые дети могут попытаться на деле опробовать приобретенный опыт».
В конце собрания предлагается, на другой стороне листа снова ответить на вопрос «Теперь я думаю, что компьютеры и телевидение…». Пока родители пишут, ведущий раздает «Правила обращения с компьютером и телевизором».