Вс. Окт 6th, 2024

clipminniecompu copyРодительское собрание “Друзья или враги?”

Влияние телевидения и компьютеров на психическое и физическое здоровье  детей.

 Цель: расширение представлений родителей о влиянии компьютеров и телевидения на здоровье детей путем обмена опытом и принятии роли защитника или противника СМИ.

Оборудование: листы бумаги, ручки по числу участников собрания, бумага для записей тезисов команд, плакат с цитатой (см. в конце занятия), планшет или доска для записей (можно использовать готовый напечатанный вариант, но вывешивать по мере предложения подобных высказываний), проанализированные  и отобранные ответы детей, плакат с правилами ведения дискуссии.

Предварительная работа: опрос детей по вопросам

  1. 1.     Что ты любишь смотреть по ТВ?
  2. 2.     Твой любимый мультфильм.
  3. 3.     Что родители запрещают тебе смотреть?
  4. 4.     Для чего нужен компьютер?

Ответы анализируются и отбираются наиболее интересные для прочтения родителям. Можно оформить их в виде плаката, газеты, слайд-шоу.

 Ход собрания.

Участники собрания рассаживаются таким образом, чтобы легко было выделить 2 команды и участникам одной команды общаться между собой.

В начале предлагается на листе бумаги закончить насколько фраз:

  1. Телевидение и компьютеры – это…
  2. Моя любимая телепередача, фильм и компьютерная игра.
  3. Мой ребенок больше всего любит смотреть…
  4. Любимый мультфильм моего ребенка…
  5. Я запрещаю смотреть моему ребенку…

Вопросы зачитывает ведущий, а родители записывают только ответы.

Вы ответили на вопросы мини анкеты, а теперь мы предлагаем сравнить Ваши ответы с ответами ваших детей. Ведущий зачитывает наиболее интересные ответы детей, предлагает высказать мнение о совпадении или противоречии взглядов родителей и детей.

Сегодняшнее занятие пройдет в виде дискуссии, команда справа от меня будет защищать положительный аспект влияния ТВ и компьютеров, а команда слева негативное. Командам дается 10 минут для обсуждения и выдвижения ряда тезисов в защиту или в обвинение СМИ.

Психолог предлагает правила ведения дискуссии, которых должны придерживаться обсуждающие.

Правила ведения дискуссии:

* Внимательно слушайте оппонента, поймите его логику.

* Имейте свою точку зрения, но не вступайте в конфликт.

* Не перебивайте.

После команда зачитывает свои доводы и происходит обсуждение. Вначале обсуждается отрицательное влияние, а затем положительное. Параллельно на доске составляется таблица + и -.

В помощь ведущему и участникам (если участники самостоятельно не находят какой – либо аспект влияния, то ведущий подсказывает его микрогруппе):

Положительное влияние

Негативное влияние

Расширение кругозора, словарного запаса Вред здоровью при неправильной организации рабочего места (зрение, осанка)
Развитие познавательных процессов (памяти, мышления, воображения и т.д.) Влияние на психику (криминальные новости, ужастики, стрелялки)
Обучение в интересной форме (англ., география, чтение и т.д.) Отучает быть спортивным, подвижным
Экономия времени на поиск информации Предмет ссор в семье
Стимуляция познавательной активности Уменьшение роли родителей в воспитании детей

После обсуждения ведущий предлагает высказать свое мнение еще по  нескольким фактам. Зачитывается ситуация, от каждой команды должен последовать соответствующий комментарий,  в соответствии с функцией команды.

1. Статистика показывает, что дети, которые смотрят телевизор 27 часов в неделю, становятся очевидцами сотен сцен насилия и секса. (возможные высказывания команд: «–» ­- негативное влияние на психику детей; «+»- если контролировать просмотр телепередач и больше времени проводить с ребенком, то всего этого можно избежать).

2. Пятилетний ребенок 25 минут в неделю проводит с отцом и 25 часов смотрит ТВ. («–» -малое влияние отца на ребенка; «+»- привлекать всячески отца в игры ребенка, хотя бы и на компьютере).

3.Во многих странах Европы, США существует запрет на фильмы, передачи эротического или жестокого содержания до 22.00 часов или позже. («+»-меньше вероятность нанесения вреда  психическому и нравственному развитию детей; «–» ­- в России подобного законодательства нет).

4. Дети с удовольствием смотрят рекламу, но именно там собраны все «сливки» из фильма любого содержания («–» ­-даже не смотря фильм, ребенок может получить вред; «+»- отвлекать детей во время рекламы какой – либо игрой или деятельностью).

5. Дафин Фро – Мейгс говорила: наше общество потратило столетия на развитие механизма ограничения жестокости: переговоры, терпимость, юмор… Стремительные решения киногероев, телевидение и видеоигры могут свести на нет многовековые усилия»

Количество предлагаемых для обсуждения ситуаций можно сократить.

 После обсуждения предлагается составить свод правил обращения с компьютером и телевизором, которые помогут снизить их негативное влияние до минимума. Предложения вносят члены обоих команд, опираясь на составленную таблицу.

 Рекомендации могут быть такими:

  • Вырабатывать у  детей телеиммунитет, чтобы он сам мог отличать нужные ему программы от вредных и опасных. Для этого смотреть вместе с ребенком различные телепередачи (невзирая на свои вкусы); комментировать, что в них хорошо, а что плохо, но не забывать и о мнении ребенка.
  • Помогать в выборе фильмов, телепередач, компьютерных игр, формируя негативное отношение  к жестокости, пошлости.
  • Учите детей чередовать развлечения: электронику должны сменять кино, театры, музеи, спортивные и интеллектуальные игры.
  • Хотя бы раз в месяц отправляйтесь на природу или в пешую прогулку по городу.
  • Ограничивать время пребывания перед экраном (для дошкольников не больше 15 минут в день и не более 3 раз в неделю).
  • Создать необходимые условия  (освещение для работы с компьютером в 2 раза меньше обычного; без бликов на экране,  спинка стула наклонена назад, центр экрана на уровне глаз и не ближе 60 см (для телевизора 1,5 метра), под ногами опора).
  • Если желающих много для избежания ссор нужно либо использовать очередность, либо найти что-то интересное всем (не мультфильм и не новости, а познавательная передача о животных)
  • В комнате, где стоит компьютер ежедневно проводить влажную уборку, почаще проветривать (способ приобщить ребенка к наведению порядка), поставьте аквариум и побольше цветов (кактусы  др.).

Хотелось бы закончить собрание словами Микаэля Стора (плакат висит в зале): «… не экран, а семья устанавливает законы жизни ребенка. Плохо, что родители оставляют детей на много часов наедине с игровой приставкой и предоставляют компьютеру право развлекать и воспитывать потомков. Предоставленные сами себе, наиболее уязвимые, психически неустойчивые дети могут попытаться на деле опробовать приобретенный опыт».

В конце собрания предлагается, на другой стороне листа снова ответить на вопрос «Теперь я думаю, что компьютеры и телевидение…». Пока родители пишут, ведущий раздает «Правила обращения с компьютером и телевизором».

Loading

Добавить комментарий