Существует множество различных периодизаций.
Предлагаем один из вариантов с описанием:
– ведущей деятельности,
– новообразованиями возраста,
-социальной ситуацией развития,
-мотиваций и доминирующей функцией.
Материал пригодится для консультирования родителей
Возрастной период | Ведущая деятельность | Новообразование | Социальная ситуация развития | Мотивация | Доминирующая функция |
Младенчество | Непосредственное общение с близкими взрослыми | Основные виды действий и передвижений; латентное становление речи; проявление аффектов и воли | Связанность, единство ребенка и взрослого | Непосредственные побуждения | Движение. Восприятие |
Раннее детство | Предметная деятельность | Овладение ходьбой; овладение речью, наглядно-действенное мышление; зарождение самосознания | Ребенок – взрослый как носитель общественных выработанных способов потребления предмета | «Я хочу» | ВосприятиеРечь |
Дошкольное детство | Игровая деятельность | Формирование соподчинения мотивов; формирование произвольности, образного мышления, нравственных представлений | «Ребенок- общественный взрослый» как носитель нормы и образцов поведения. Стремление к взаимопомощи и взаимопережива ниям со стороны взрослых | «Хочу быть хорошим» | Мышление |
Младшие школьники | Учебная деятельность | Осознание собственных изменений, рефлексия; развитие произвольности и осознанности познавательных процессов; развитие системы СОБСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ с окружающими | Система отношений: «Ребенок – учитель» – ведущая, определяет отношения ребенка к родителям, детям и к себе | Хочу быть таким, как (хороший ученик) | |
Подростки | Общение со сверстниками | Чувство взрослости, самосознание личности | Изменения взаимоотношений со взрослыми, потребность быть и считаться взрослыми | Одобрение себя со стороны, желание утвердиться в коллективе ровесников | |
Старшеклассники | Личностно-деловое общение | Профессионально-личностое самоопределение; выработка мировоззрения | Период стабилизации личности | Сознательно е отношение к учению |