ТРИЗ технологии широко известны. Существует множество упражнений, игр приемов в данной технологии.
Мы предлагаем одну комплексный, направленный на развитие связной речи, мышления, восприятия, воображения, прием: “Лесенка чудесенка”.
Любой предмет или объект описывается, шагая по ступенькам. Игра подойдет и для индивидуальной работы с ребенком и для групповой.
Для интереса можно предложить стихотворение, которое помогает понять и запомнить порядок описания:
По лесенке-чудесенке шагают дружно дети.
Расскажет эта лесенка им обо всем на свете.
Вот первая ступенька – на ней стоит предмет. (1)
Предмет какого класса, а ну-ка дай ответ! (2)
На части наш предмет, друзья, давайте разложите. (3)
Про форму, цвет, размер нам всем скорее расскажите! (4,5,6)
Какие «человечки» живут внутри предмета? (7)
Лесенка-чудесенка поведает об этом.
На что же наш предмет похож? Попробуйте сравните (8)
И функции предмета подробно опишите. (9)
Чем был, чем будет наш предмет? Хотите помечтать? (10)
В машине времени нам всем полезно полетать.
А если б вдруг предмет исчез везде на белом свете?
Как без него бы обошлись и взрослые и дети? (11)
На вдруг – откуда ни возьмись – волшебник появился, (12)
И каждый в комнате кто был, в предмет оборотился.
О чем же думает предмет? О чем грустит, мечтает?
Ну, ребята, посмелей!
Быть может, кто-то знает?

Т.е. описываем 1) название предмета, 2) к какой категории относится, 3) из каких частей состоит, 4) какой формы, 5) какого цвета, 6) какого размера, 7) какое состояние, 8) на что похоже, 9) функции и назначение, 10) чем был, чем будет предмет, 11) что будет, если предмет исчезнет с лица Земли, 12) рассказать от имени предмета историю о чем он думает, какое у него настроение.