Вт. Апр 16th, 2024
Готовность к школе

первоклассникСистема психолого-педагогических требований к содержанию статуса первоклассника.

(Битянова М.Р.)

В таблице приведены основные требования к ребенку, поступающему в школу. Расписаны требования и нормативный уровень развития познавательной, мотивационной сфер, особенностей поведения, общения с комментариями по каждому пункту.

Параметры

Требования к обучению, поведению и общению первоклассников

  1. 1.     Познавательная сфера
1.1.     Произвольность психических процессов
  1. Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе
  2. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат
  3. Умение выполнять учебное действие по образцу и правилу, установленному взрослым.
  4. Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче.
  5. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении задачи.
  6. Произвольность движений и естественной двигательной активности.
1.2.          Развитие мышления 1.Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование схем и схематических изображений; способность к обобщению. 2.Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных.
1.3.          Сформированности важнейших учебных действий 1.Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности. 2. Сформированность внутреннего плана умственных действий. 3. Умение выполнять задания взрослого.
1.4.          Развитие речи 1.Понимание смысла текста или простых понятий. 2. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи).
1.5.          Развитие тонкой моторики Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию
1.6.          Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. 1.Способность сосредоточенно работать в течение 15-20 мин. 2. Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение всего учебного дня. 3.Способность работать в едином темпе со всем классом.
  1. 2.     Особенности поведения и общения
2.1.          Взаимодействие со сверстниками Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских взаимоотношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации мирным путем.
2.2.          Взаимодействие с педагогом Установление адекватных ролевых отношений с педагогом на уроках и вне школы. Проявление уважения к учителю.
2.3.          Соблюдение социальных и этических норм Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм.
2.4.          Поведенческая саморегуляция Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний Способность к ответственному поведению.
2.5.          Активность и независимость Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.
  1. 3.     Особенности мотивационной сферы
3.1 Наличие и характер учебной мотивации Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения.
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревоги) Отсутствие выраженных противоречий между требованиями школы и родителей; требованиями взрослых и возможностями ребенка.
  1. 4.     Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе
4.1.Отношения со сверстниками Эмоционально положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками
4.2.Отношения с педагогами Эмоционально – положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями
4.3.Отношение к значимой деятельности Эмоционально-положительное восприятие школы и учения
4.4. Отношение к себе Позитивная»Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка

Другие материалы по готовности к школе

 

, , , , , ,

Loading

Добавить комментарий

Вам понравятся