Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса первоклассника.
(Битянова М.Р.)
В таблице приведены основные требования к ребенку, поступающему в школу. Расписаны требования и нормативный уровень развития познавательной, мотивационной сфер, особенностей поведения, общения с комментариями по каждому пункту.
Параметры |
Требования к обучению, поведению и общению первоклассников |
|
|
1.1. Произвольность психических процессов |
|
1.2. Развитие мышления | 1.Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование схем и схематических изображений; способность к обобщению. 2.Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных. |
1.3. Сформированности важнейших учебных действий | 1.Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности. 2. Сформированность внутреннего плана умственных действий. 3. Умение выполнять задания взрослого. |
1.4. Развитие речи | 1.Понимание смысла текста или простых понятий. 2. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи). |
1.5. Развитие тонкой моторики | Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию |
1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. | 1.Способность сосредоточенно работать в течение 15-20 мин. 2. Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение всего учебного дня. 3.Способность работать в едином темпе со всем классом. |
|
|
2.1. Взаимодействие со сверстниками | Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских взаимоотношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации мирным путем. |
2.2. Взаимодействие с педагогом | Установление адекватных ролевых отношений с педагогом на уроках и вне школы. Проявление уважения к учителю. |
2.3. Соблюдение социальных и этических норм | Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм. |
2.4. Поведенческая саморегуляция | Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний Способность к ответственному поведению. |
2.5. Активность и независимость | Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. |
|
|
3.1 Наличие и характер учебной мотивации | Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения. |
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревоги) | Отсутствие выраженных противоречий между требованиями школы и родителей; требованиями взрослых и возможностями ребенка. |
|
|
4.1.Отношения со сверстниками | Эмоционально положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками |
4.2.Отношения с педагогами | Эмоционально – положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями |
4.3.Отношение к значимой деятельности | Эмоционально-положительное восприятие школы и учения |
4.4. Отношение к себе | Позитивная»Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка |
Другие материалы по готовности к школе