Пт. Апр 19th, 2024
Тест, диагностика
сказка

ТЕСТ подходит для первичной диагностики дошкольников, позволяет оценить общее эмоциональное состояние ребенка, взаимодействие с родителями, наличие страхов, выявить отношение ребенка к смерти, к агрессивности, разрушительности, чувству вины и самобичеванию.

Тест быстр в проведении и обработке.

Тест «Сказка».

Ребенку зачитывается 10 сказок. Фиксируются ответы ребенка. используется Протокол тестирования к тесту Сказка

 ПЕРВАЯ СКАЗКА «ПТЕНЕЦ»

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей.

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец.

Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама ­на другую. Что делать птенцу?

Нормальные ответы («типичные нормальные ответы»)

Настораживающие ответы ((типичные

патологические ответы»)

• Птенец тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку.• Полетит к маме, потому что испугался.

 

• Полетит к папе, потому что он сильней.

• Останется на земле, потому что

не умеет летать, но будет звать

на помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его.

• Не умеет летать, поэтому останетсяна земле.

 

• Попытается лететь, но не сумеет.

• Умрет во время падения.

• Умрет от голода, дождя, холода и т.д.

• О нем все забудут, и кто-нибудь на

него наступит.

ВТОРАЯ СКАЗКА. «ГОДОВЩИНА СВАДЬБЫ РОДИТЕЛЕЙ»

Цель: определить, ревнует ли ребенок своих родителей, чувствует ли себя обделенным вниманием с их стороны из-за проявления ими чувств друг к другу.

Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень лю­бят друг друга и хотят весело отметить праздничную дату, пригласив друзей и своих родителей. Во время праздника ребенок встает и один идет в сад. Что произошло, почему он ушел?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

• Пошел за цветами для мамы.• Пошел немного поиграть.

 

• Со взрослыми скучно,

поэтому он решил развлекаться один.

• Ему надоело находиться на празднике.

• Ушел, потому что разозлился.• Хотел остаться один.

 

•Загрустил.

• Никто не обращал на него внимания, и он

решил уйти.

К таким ответам нужно поставить уточняющие вопросы, попросив ребенка дать объяснение. Может случиться, что малыш захочет продолжить разговор или объяснить свой ответ. Или может сказать: “Это праздник мамы, поэтому на ребенка никто не обращал внимания», «Было слишком шумно», «Ему не давали играть в игры», «Папа (или мама) ни разу с ним не поиграл(а)»), “Другие дети на празднике были ему неприятны

(или наоборот)» , «На празднике он всегда хочет играть один, ему не нравятся праздники» и т. д.

• Ему сделали замечание за то, что он плохо ест (горбится, неохотно ходитв детский сад и т д.).

 

Другие ответы о возможной скуке на празднике также могут рассматриваться как нормальные, и они встречаются

довольно часто.

 

ТРЕТЬЯ СКАЗКА «ЯГНЕНОК»

Цель. Первый вариант: определение, как ребенок перенес отнятие от груди. Второй вариант: определение наличия (отсутствия) чувства ревности к младшему брату (сестре), которого (которую) еще кормят грудью.

I Вариант. Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был боль­шой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немножко молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы
  • Будет есть больше травки.
    • Заплачет, а потом станет есть больше травки.
    • Пойдет к другой овце и попросит у нее молока.
  • Умрет от голода.
  • Пойдет к другой овце и больше не вернется к своей маме.
  • Не будет больше обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока.
  • Будет так сильно страдать и плакать, что мама достанет где-нибудь молока и принесет ему.

II Вариант. Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был боль­шой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немножко молока, которое он очень любил. Однажды маме принесли другого, совсем ма­ленького ягненка, который пьет только молоко, потому что еще не уме­ет есть травку. Тогда мама говорит старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет есть только травку. Как поступит ягне­нок?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

• Будет есть больше

травки.

• 3аплачет, а потом станет

есть больше травки.

• Пойдет к другой овце и

попросит у нее молока.

• Постарается пить

меньше молока и есть

больше травки.

• Немного

покапризничает, но

любит маленького

ягненка, поэтому будет

есть только травку.• Умрет от голода.

• Пойдет к другой овце и больше не вернется к

своей маме.

• Не будет больше обращать внимания на маму,

потому что она оставила его без молока.

• Будет так сильно страдать и плакать, что мама

достанет где-нибудь молока и принесет ему.

• Пойдет есть травку, но будет очень злиться на

маленького ягненка и на маму.

• Постарается прогнать маленького ягненка и

снова сможет пить молоко.

• Найдет другую маму для маленького ягненка.

•Будет бить маленького ягненка.

ЧЕТВЕРТАЯ СКАЗКА «ПОХОРОНЫ»

Цель: выявить отношение ребенка к смерти, к агрессивности, разрушительности, чувству вины и самобичеванию.

По улице движется похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: «Умер человек, кото­рый жил в этом доме». Кто умер?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

•Неизвестный человек.

•Дедушка (бабушка) какого-то

ребенка.

• Человек, который был очень болен.

• Очень важный человек

• Старик (старушка).• Мальчик (девочка).

• Папа одного мальчика.

• Мама одного мальчика.

• Младший (старший) брат одного

мальчика.

Содержание сказки можно немного изменить для детей 3-­5 лет, которые не понимают идею смерти.

Однажды родители, дедушка с бабушкой, тети и дяди и все дети по­шли на станцию, и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко, и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

,

• Кто-то из них

•Дедушка

(бабушка).

•Неизвестно кто.• Мальчик (девочка).

• Папа одного мальчика.

• Мама одного мальчика.

• Младший (старший) брат одного мальчика и т.д.

• Ответы, относящиеся к какому-нибудь лицу из круга

семьи, не названному в рассказе и выбранному ребенком в качестве мишени своей агрессивности.

ПЯТАЯ СКАЗКА «СТРАХ»

Цель: определить наличие страха, тревоги и т. д.

Один мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он бо­ится?

Нормальные ответыНастораживающие ответы
• Вел себя плохо и теперь боится наказания.

• Пропустил уроки в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать.

• Боится темноты.

• Боится какого-то животного.

• Ничего не боится, просто пошутил и т. д.

На все эти ответы нужно

попросить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие

вопросы.• Боится, что его украдут.

• Чудовище хочет украсть его и съесть.

• Боится остаться один.

• Боится, что какой-нибудь зверь

залезет в кровать.

• Боится, что придет вор и ударит его

ножом.

• Боится, что умрет мама (папа) и т. д.

Подобные патологические идеи

выражают скрытую агрессивность по

отношению к родителям, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и склонность к самобичеванию.

ШЕСТАЯ СКАЗКА «СЛОНЕНОК»

Цель: выявить трудности, возникающие у мальчика в связи с разви­тием сексуальности, в частности, его отношение к так называемому ка­страционному комплексу.

У одного мальчика есть слоненок, очень приятный, с маленьким хо­ботком. Однажды, войдя в свою комнату, мальчик видит, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?

 Нормальные ответыНастораживающие ответы
• Слоненок в шутку перекрасился в другой цвет.

• Слоненок не

изменился. Он только вырос.

•Он ушел, потому что ему надоело оставаться все время в закрытой комнате.

• Он сломал игрушку

мальчика, который побьет его за это.

• У слоненка нет впереди хобота, потому что его у

него отрезали.

• Слоненок вел себя плохо, и у него отвалился

хобот.

• Хобот ему мешает, и он не знает, что делать.

• Слоненок плачет, потому что ему плохо, но никто

ему не помогает.

• Слоненок умер.

• Вместо слоненка в комнате появилось другое

животное и т. д.

Если попросить ребенка уточнить данные им ответы,

он, возможно, объяснит окончания рассказов, придуманные им, как следствие плохого поведения слоненка, которого наказали, или обвинит кого-нибудь в

желании обидеть слоненка, мальчика или обоих.

СЕДЬМАЯ СКАЗКА «ПЕСОЧНЫЙ ДОМИК»

Цель: определить, насколько ребенок привязан к вещам, которые воспринимает как свою собственность.

Один мальчик построил из песка домик, довольно просторный, что­бы можно было играть одному внутри него. Он построил его сам и гор­дился этим. Мама мальчика попросила подарить ей этот домик, потому что он ей понравился. Как поступит мальчик: оставит домик себе или подарит маме?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

• Немножко поиграет, а потом подарит домик маме.

• Прежде чем подарить домик маме,

покажет его папе (здесь ребенок

может перечислять бесконечное

число лиц кого только вспомнит).

• Поделит его с мамой.

• Отдаст маме, но иногда будет

просить обратно, чтобы поиграть.

И Т.д.• Захочет оставить себе, потому что

домик очень красивый.

• Никому его не отдаст.

• Пои грает, а потом разрушит его.

• Будет жить в домике всю жизнь.

• Почему он должен отдавать домик

маме? И т. д.

ВОСЬМАЯ СКАЗКА «ПРОГУЛКА»

Цель: выявление степени привязанности ребенка к родителю противоположного пола и соперничества с родителем своего пола. Прово­дится дифференцирование в зависимости от пола ребенка.

Сказка для мальчика. Один мальчик идет с мамой в лес по гулять, и они оба очень довольны. Когда они возвращаются домой, то видят, что у папы изменилось выражение лица. Какое новое выражение лица у него появилось и почему?

Сказка для девочки. Одна девочка идет с папой в лес погулять, и они оба очень довольны. Когда они возвращаются домой, то видят, что у мамы изменилось выражение лица. Какое новое выражение лица у нее появилось и почему?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

• у него (нее) довольное выражение лица, потому что они вернулись домой.

• у него (нее) усталое лицо, потому что он (она) работал (а),

• у него (нее) было сердитое лицо, потому что они долго отсутствовали и он (она) беспокоился (лась) за  них,

• Пока они отсутствовали, разбилось стекло (телевизор, стиральная машина, ваза и т. п.).• Он (она) болеет.

• Он (она) заболел (а), пока их не было.

• У него (нее) озабоченное лицо, потому что он (она) увидел (а),что мальчик (девочка) простудился (лась) во время прогулки и у него (нее) температура

• Он (она) раздражен (а), потому что тоже хотел (а) пойти на прогулку, но мальчик (девочка) был (а) против.

• Он (она) плакал (а), потому что боялся (лась), что они больше не вернутся, что они потерялись и т. д.

ДЕВЯТАЯ СКАЗКА «НОВОСТЬ»

Цель: выявление у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, наличие невысказанных желаний и ожиданий.

Один мальчик возвращается с прогулки (из школы, со двора, где он играл в футбол, выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец-то ты пришел. Я должна сооб­щить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

• К обеду придет гость.

• Придут гости.

• Кто-то позвонил и сообщил

приятную новость (приглашение в гости, выздоровление и т, д.).

• Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься. Мама узнала что-то важное.• Кто-то в семье умер.

• Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день,

• Мама хочет что-то запретить

мальчику.

•Мама сердится, потому что мальчик

опоздал, и хочет сказать ему, что

больше не выпустит его на улицу.

ДЕСЯТАЯ СКАЗКА «ДУРНОЙ СОН»

Цель: определение взаимосвязи ответов с предыдущими.

Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я ви­дел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?

Нормальные ответыНастораживающие ответы
• Я не знаю.

• Ничего на ум не

приходит,

•Ему приснился

страшный фильм.

• Ему приснилось

плохое животное.

• Ему приснилось, что

он заблудился, и т. д.• Ему приснилось, что мама (папа) умерла (умер).

• Ему приснилось, что он умер.

•Ему приснилось, что пришли забрать его.

• Ему приснилось, что его хотели бросить под машину,

И т.д.

• Помните, что иногда ребенку снится, что его забрали, что его переехала машина, и ничего патологического в этом нет. Необходимо выяснить, указывает ли один из патологических ответов на состояние тревожности и беспокойства, идентичное уже выраженному прямо или косвенно в предыдущих тестах.

Источник С.В.Валиева Диагностика психических состояний  детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2007

Loading

Добавить комментарий

Вам понравятся