Одно из направлений деятельности психолога в ДОУ – посещение и анализ занятия воспитателей с целью оценки психологического состояния детей, отсутствия их переутомления, оценки оптимальности подобранных средств обучения и т.д. Существуют различные критерии, но можно использвать для анализа готовую схему.
Схема анализа занятия воспитателя психологом предложена Л. Т. Охитиной:
- Наличие комплексных-развивающих, обучающих, воспитательных и коррекционных целей занятия.
- В какой мере содержание и структура занятия отвечает принципам:
- формирования мотивационной основы к занятию (умение
увлечь детей, соотношение методов побуждения и принуждения к деятельности); - индивидуального и дифференцированного подхода;
- динамичности детского восприятия (переключения с разных видов воспринимающей деятельности на другие: с аудиальной на зрительную, кинестетическую и т. д.);
- развития высших психических функций;
- использования разных видов обучающей помощи (по подражанию, образцу, словесной инструкции, схематическому плану, применению символов);
- использования игровой деятельности в качестве «канвы» занятия.
- В какой мере происходит распределение нагрузки:
- на память детей и их мышление,
- на чередование эмоционально насыщенного и интересного,
но трудного материала; интересного, но простого материала; неинтересного и простого материала; неинтересного и сложного материала; - на использование воспроизводящей и творческой деятельности?
- Какие приемы используются для предупреждения утомления детей?
- Какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются педагогом, а какие — детьми:
- кто ставит проблему;
- кто формулирует ее;
- кто решает?
- Умение воспитателя сочетать коллективные, подгрупповые,
парные и индивидуальные формы работы. - Как соотносится контроль, анализ и оценка деятельности детей взрослым и сверстниками? Что является объектом оценки воспитателя (знания, умения и навыки детей, их поведение, взаимопомощь и т. д.).
- Особенности самоорганизации воспитателя:
- подготовленность к занятию (степень овладения содержанием и психологической целью занятия), внутренняя готовность к проведению занятия (активность, целеустремленность, оптимизм, находчивость);
- педагогический такт и гибкость педагога.рабочее самочувствие в начале занятия и в процессе его проведения;
9. Психологический климат в группе:
- как поддерживает воспитатель атмосферу общения детей друг с другом;
- тип взаимоотношений и стиль общения.
Анализируя занятия в присутствии всего педагогического коллектива, педагог-психолог выполняет функции психологического просвещения на протяжении всего учебного года.
Другие интересные материалы:
-Интересные тесты для коллектива;
-Материалы для консультаций, семинаров с педагогами.