Ср. Мар 27th, 2024
Схема наблюдения за занятием

Одно из направлений деятельности психолога в ДОУ – посещение и анализ занятия воспитателей с целью оценки психологического состояния детей, отсутствия их переутомления, оценки оптимальности подобранных средств обучения и т.д. Существуют различные критерии, но можно использвать для анализа готовую схему.

Схема анализа занятия воспитателя психологом предложена  Л. Т. Охитиной:

  1. Наличие комплексных-развивающих, обучающих, воспита­тельных и коррекционных целей занятия.
  2. В какой мере содержание и структура занятия отвечает принципам:
  • формирования мотивационной основы к занятию (умение
    увлечь детей, соотношение методов побуждения и принуж­дения к деятельности);
  • индивидуального и дифференцированного подхода;
  • динамичности детского восприятия (переключения с раз­ных видов воспринимающей деятельности на другие: с аудиальной на зрительную, кинестетическую и т. д.);
  • развития высших психических функций;
  • использования разных видов обучающей помощи (по под­ражанию, образцу, словесной инструкции, схематическому плану, применению символов);
  • использования игровой деятельности в качестве «канвы» занятия.
  1. В какой мере происходит распределение нагрузки:
  • на память детей и их мышление,
  • на чередование эмоционально насыщенного и интересного,
    но трудного материала; интересного, но простого материа­ла; неинтересного и простого материала; неинтересного и сложного материала;
  • на использование воспроизводящей и творческой деятельности?
  1. Какие приемы используются для предупреждения утомления детей?
  2. Какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются педагогом, а какие — детьми:
  • кто ставит проблему;
  • кто формулирует ее;
  • кто решает?
  1. Умение воспитателя сочетать коллективные, подгрупповые,
    парные и индивидуальные формы работы.
  2. Как соотносится контроль, анализ и оценка деятельности детей взрослым и сверстниками? Что является объектом оценки воспитателя (знания, умения и навыки детей, их поведение, взаимопомощь и т. д.).
  3. Особенности самоорганизации воспитателя:
  • подготовленность к занятию (степень овладения содержанием и психологической целью занятия), внутренняя готовность к проведению занятия (активность, целеустрем­ленность, оптимизм, находчивость);
  • педагогический такт и гибкость педагога.рабочее самочувствие в начале занятия и в процессе его проведения;

9. Психологический климат в группе:

  • как поддерживает воспитатель атмосферу общения детей друг с другом;
  • тип взаимоотношений и стиль общения.

 

Анализируя занятия в присутствии всего педагогического коллектива, педагог-психолог выполняет функции психологи­ческого просвещения на протяжении всего учебного года.

 

Другие интересные материалы:

-Интересные тесты для коллектива;

-Материалы для консультаций, семинаров с педагогами.

 

Loading

Добавить комментарий