Система первичной диагностики детей.
Разработанно: педагогом-психологом Дорохиной О.В. Звездочкой отмечены описанные в пособии “Система психологической диагностики в ДОУ и начальной школе” методики.
Название методики | Цель | Автор | Источник | Примечание | |
1 и 2 младшие группы | |||||
1 | Анкета «Мой ребенок» (диагностика сенсомоторного и социального развития ребенка) 1,5; 2; 2,5; 3; 3,5 г. | Диагностика соответствия возрастной норме зрительного и слухового восприятия, крупной и мелкой моторики, речи, социального развития. | Э. Й. Кипхард | Кипхард, Эрнест Й. Как развивается ваш ребенок? Пер. с нем. –М: Теревинф, 2006. | Заполняется родителем или педагогом* |
2 | Диагностика неконструктивного поведения детей | Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятий | Вайнер М.Э. | Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006 | Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений. |
3 | Наблюдение за адаптацией | Анализ адаптации вновь поступающих детей | Модификация | Разработано на основе нескольких источников | |
Средние группы | |||||
1 | Анкета «Мой ребенок» (диагностика сенсомоторного и социального развития ребенка) 3,5 или 4 года | Диагностика соответствия возрастной норме зрительного и слухового восприятия, крупной и мелкой моторики, речи, социального развития. | Э. Й. Кипхард | Кипхард, Эрнест Й. Как развивается ваш ребенок? Пер. с нем. –М: Теревинф, 2006. | Заполняется родителем или педагогом |
2 | Диагностика неконструктивного поведения детей | Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятий | Вайнер М.Э. | Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006 | Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений.* |
3 | Диагностический комплект для групповой диагностики познавательного развития детей средних групп | ||||
ЗМК (нарисовать круг, крест, треугольник и квадрат). | Диагностика зрительно-моторной координации | Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 | * | ||
«Рисунок человека» | Диагностика общего интеллектуального развития | Гудинаф-Харис. | С.С. Степенов Диагностика интеллекта. | ||
«Дорожки», «Обведи по точкам» | Диагностика развития моторики руки | * | |||
«Дорисовывание» (овал). | Диагностика уровня развития воображения | * | |||
«Раскрась кружки названным цветом», «Раскрась картинки». | Диагностика восприятия цвета | Авторская модификация | * | ||
«Раскрась фигуры заданным цветом», «Найди соответствие: предмет – форма». | Диагностика восприятия формы | Авторская модификация | * | ||
«Обведи заданное время года». | Диагностика восприятия времен года | Авторская модификация | * | ||
«4-й лишний». | Диагностика мышления | * | |||
Старшие группы | |||||
1 | Диагностика неконструктивного поведения детей | Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятий | Вайнер М.Э. | Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006 | Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений.* |
«Рисунок семьи» | Диагностика внутрисемейных отношений, эмоционального состояния ребенка к членам семьи. | ||||
Рисунок «Я в детском саду» | Быкова М. | * | |||
Диагностический комплектдля групповой диагностикипознавательного развития детей старшей группы | |||||
«Рисунок человека» | Диагностика общего интеллектуального развития | Гудинаф-Харис. | С.С. Степенов Диагностика интеллекта. | * | |
«Зачеркни названные картинки». | Диагностика уровня развития слуховой памяти | * | |||
«Обведи заданное время года». | Диагностика восприятия времен года | * | |||
«Методика цветопредпочтения» (Волшебный торт»). | Диагностика эмоционального состояния ребенка | * | |||
«Раскрась звезды названным цветом». | Диагностика восприятия цвета | * | |||
«Дорисовывание» | Диагностика уровня развития воображения | Дьяченко. | Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 | * | |
«Раскрась рисунок по заданному расположению». | Диагностика восприятия пространства, ориентировки в пространстве. | * | |||
«Поставь в фигуре заданный знак», «Найди соответствие: предмет – форма». | Диагностика восприятия формы | * | |||
ЗМК | Диагностика зрительно-моторной координации – | Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 | * | ||
«4-й лишний». | Диагностика мышления. | * | |||
«Запомни и проставь значки». | Диагностика зрительной памяти. | * | |||
«Кодирование». | Диагностика уровня развития внимания | * | |||
Подготовительные группы | |||||
Диагностика неконструктивного поведения детей | Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятий | Вайнер М.Э. | Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006 | Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений. | |
«Рисунок семьи» | Диагностика внутрисемейных отношений, эмоционального состояния ребенка к членам семьи. | ||||
Рисунок «Я в детском саду» | Быкова М. | * | |||
Готовность к школе | Диагностика готовности к обучению в школе | Керн-Йерасек. | Готовим детей к школе. Диагностические методики выявления готовности детей к обучению в школе. В 3 частях /Составитель И.В. Захарюта. Ростов –н/Д, 1997 | * | |
Выбор школы | Нежнова | Диагностика дошкольников. Феникс, 2009 | * | ||
«Рисунок человека» Гудинаф-Харис. | Диагностика общего интеллектуального развития | С.С. Степенов Диагностика интеллекта. | |||
«Зачеркни названные картинки». | Диагностика уровня развития слуховой памяти | Авторская модификация | * | ||
«Обведи заданное время года». | Диагностика восприятия времен года | Авторская модификация | * | ||
«Методика цветопредпочтения» (Волшебный торт»). | Диагностика эмоционального состояния ребенка | * | |||
«Раскрась звезды названным цветом». | Диагностика восприятия цвета | * | |||
Дорисовывание» | Диагностика уровня развития воображения | Дьяченко | Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 | * | |
«Раскрась рисунок по заданному расположению». | Диагностика восприятия пространства, ориентировки в пространстве | Авторская модификация | * | ||
«Поставь в фигуре заданный знак», «Найди соответствие: предмет – форма». | Диагностика восприятия формы | * | |||
ЗМК | Диагностика зрительно-моторной координации | Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 | * | ||
4 лишний | Диагностика мышления | Худик В.А. Психологические методики исследования личности: исключение предметов. – К.: Здоровье, 1994 | * | ||
«Запомни и проставь значки». | Диагностика зрительной памяти | * | |||
«Кодирование» | Диагностика уровня развития внимания | Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 | * |
Бланки методик и подробные описания части этих методик есть в методическом пособии Система психологическоей диагностики в ДОУ и насальной школе, а также частично на страницах сайта по ссылкам.

Система психологической диагностики в ДОУ и начальной школе.
Диагностика – необходимый инструмент педагога-психолога. На основе результатов диагностики строится вся система коррекционно-развивающей, а часто и профилактической, и консультативной работы. От того как спланирована первичная диагностика зависит объем сведений, получаемый педагогом-психологом для дальнейшей работы. Поэтому вопрос о выборе комплекса диагностических методик остро встает не тольк…