Вт. Сен 28th, 2021

Данный семинар-практикум может быть использован для педагогов или родителей. Содержит теоретические и практические материалы для оптимизации взаимоотношений с гиперактивными детьми.

Семинар-практикум «Гиперактивные дети.

Дата проведения:____________

 

Совместная жизнь с неусидчивым ребенком напоминает попытки поймать колибри с помощью аркана.

 

Цель: расширение представлений педагогов (родителей) о гиперактивных детях и приемах работы с ними.

 

Задачи:

-познакомить педагогов (родителей) с особенностями гиперактивных детей;

-показать отличия гиперактивных детей от активных;

-совместно разработать рекомендации по работе с гиперактивными детьми;

-познакомить с играми для таких детей.

Предварительная работа: проведение диагностики неконструктивного поведения детей, анкеты-опроса для педагогов «Моя группа», что даст сведения психологу о наличии импульсивных и очень подвижных детях.

План:

  1. Дискуссия «Особенности гиперактивных детей».
  2. Практическое упражнение «Отличия».
  3. Консультация «Особенности организации работы с гиперактивными детьми».
  4. Диагностика гиперактивных детей.
  5. Практикум «Игры для гиперактивных детей».
  6. Памятка «Рекомендации педагогу по работе с гиперактивными детьми», отдельно муз руку и физруку.
  7. Картотека игр (раздаточный материал)

 

Ход семинара

  1. -Здравствуйте, уважаемые педагоги (родители)! Тема нашего семинара «Гиперактивные дети».

Упражнение «ассоциации»: записать 5 ассоциаций к словосочетанию «гиперактивный ребенок».

Обсуждение различных точек зрения.

Дискуссия «Особенности гиперактивных детей»

Гиперактивность – совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.

Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Он расторможен в отношениях со взрослыми, не умеет играть со сверстниками и не имеет настоящих друзей.

Для таких детей характерны агрессивное поведение и негативизм. В подростковом возрасте такие дети склонны к асоциальному поведению. При всех проблемах таких детей с обучением и взаимоотношениями с окружающими, такие дети имеют нормальный или даже высокий интеллект.

Причина такой подвижности, как правило, многочисленные микроорганические поражения головного мозга во время беременности, родов или в младенчестве.

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Диагностируется он с началом учебной деятельности.

 

Гиперактивный ребенок нуждается в помощи. В каждом конкретном случае нужно определить, какой должна быть помощь гиперактивному ребенку: медикаментозная, психологическая или педагогическая коррекция.

У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек.

Пики проявления: 1 год, 3 года, 6-7 лет, 9-10 лет. Потом активность идет на спад.

В большинстве случаев, если у ребенка присутвует только гиперактивность (подвижность, импульсивность), скорее всего, это связано с особенностями темперамента и не всегда можно говорить о патологии.

 

  1. Практическое упражнение признаки активных и гиперактивных детей (Приложение 1).

Участникам необходимо разделить карточки на 2 стопки: Признаки гиперактивного ребенка и признаки активного ребенка.

 

Карточки и ответы:

Активный ребенок:

 

– Большую часть дня “не сидит на месте”, предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать – может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

– Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

– Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение.

– Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный – в садике, в гостях у малознакомых людей.

– Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать “коллеге по песочнице”, но сам редко провоцирует скандал.

 

Гиперактивный ребенок:

– Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

– Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

– Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Всевозможные аллергии не редкость.

– Ребенок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

– Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

 

 

  1. 3.     Консультация «Особенности организации работы с гиперактивными детьми»:

Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам. Чтобы они охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Для подвижных детей важно подобрать занятия, чтобы дети смогли и выплескивать свою энергию в подвижных секциях (плавание, хоккей, хореография), но не травмоопасных, таких как бокс, силовая борьба и вырабатывали усидчивость (занятия за компьютером, ИЗО, ДПИ). Поэтому важно работать в тесном сотрудничестве с родителями и психологом.

Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия.

Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2-3 задания, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, включать физкультминутки или гимнастику для пальцев. Если вы видите, что ребенок не может продолжать работать, можно переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и так далее.

Стремитесь заполнить время ребенка самыми разнообразными занятиями, благодаря их частой смене ребенок все будет делать с интересом, а значит целенаправленно и «усидчиво».

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию: карточки, символы на стендах, рисунки, схемы и т.д.

Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например повторение уже пройденного материала. После первого задания, он может выполнить что-то более сложное или начать ознакомление с новым материалом. Заканчивать опять чем-то легким. В определенный отрезок времени давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут, до окончания времени выполнения какого-либо задания можно предупредить: «Осталось 3 минуты» или использовать таймер.

Внешняя среда ребенка с СДВГ должна быть очень хорошо организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения.

У гиперактивных детей до 6-8 лет ведущим остается наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, им необходимо все потрогать и подвигать

Аккуратности сильно  не требовать.

Инструкции четкими и краткими, не более 10 слов.

Работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

Использовать тактильный контакт. Проходя по группе, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание.

оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия — нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).

Учить анализировать и оценивать поступки других, книги, себя.

гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

Избегать утомления

ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.

Партнер гиперактивного ребенка должен быть уравновешенными и спокойными.

 

 

  1. 4.     Диагностика гиперактивных детей.

Признаки гиперактивности:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

 

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

 

– чрезмерная двигательная активность;

– импульсивность;

– отвлекаемость-невнимательность.

 

Наблюдение за ребенком должно проводиться в течение длительного времени (6 месяцев). Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов.

 

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности ставится только медицинской комиссией в период начала обучения (то есть с 6-7 лет)! Но иногда и раньше.

 

В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность это, скорее всего, связано с особенностями темперамента и не всегда можно говорить о патологии.

 

  1. 5.     Практикум «Игры для гиперактивных детей».

Для коррекции гиперактивности и ее признаков педагогу следует выполнять ряд рекомендаций. Также существует ряд игр, которые помогают в снижении признаков гиперактивности (картотека).

Педагоги делятся по 4 группы (по количеству направлений игр), каждая из которых читает игры, делает их анализ и проводит понравившуюся игру со всеми педагогами (родителями).

Картотека коррекционных игр для геперактивных детей: Посмотреть и скачать

 

Памятка педагогу (родителю)

Как общаться с гиперактивным ребенком?

1. Принять ребенка таким, каков он есть.

2. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

3. Работать в тесном сотрудничестве с родителями, психологом.

4. На занятии использовать визуальные опоры.

5. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

6. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

7. Убрать лишние раздражители из поля зрения ребенка.

8. Занятия с ребенком должны проходить в эмоционально-привлекательной форме.

9. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

10. Использовать тактильный контакт (прикосновение, поглаживания).

11. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

12. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

13. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

14. Начинать и заканчивать занятия заданиями, с которыми ребенок справиться.

15. Предоставлять ребенку возможность выбора.

16. Спокойный, уверенный настрой при работе с таким ребенком.

17. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели».

18. Проводите беседы о нравственных и этических нормах поведения.

19. Посадите его рядом со спокойным ребенком.

20. Не допускайте утомления ребенка.

21. Ограничьте участи такого ребенка в мероприятиях с большим скоплением людей.

 

Рекомендации родителям гиперактивного ребенка

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь позитивной модели. Старайтесь чаще его хвалить. Если есть необходи­мость сделать замечание, делайте его сразу и спокойным го­лосом, избегая словосочетаний: «ты как всегда», «постоян­но говорю тебе об этом» и т.п. Старайтесь, чтобы похвала звучала гораздо чаще, чем замечания. Помните, что гипе­рактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но очень чувствительны к похвале.

2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на стра­хе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникающие трудности.

3. Чаще говорите «да», избегая слов «нет» и «нельзя».

4. Поручите ребенку часть домашних дел, которые необходи­мо выполнять ежедневно (кормить собаку и гулять с ней, выносить мусор).

5. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его достижения.

6. Введите знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать сладостями, игрушкой, походом в парк и т.п.).

7. Избегайте завышенных или заниженных требований. Старай­тесь ставить перед ребенком задачи, соответствующие его возрасту и способностям.

8. Никогда не обсуждайте негативные стороны вашего ребен­ка при нем — кроме агрессии, это ни к чему не приведет.

9. Определите для ребенка рамки поведения — что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет ни­какой пользы. Несмотря на наличие определенных недо­статков, гиперактивные дети должны справляться с обыч­ными для всех проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

10. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнять пра­вила, касающиеся его безопасности и здоровья.

11. Вызывающее поведение вашего ребенка — это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

12. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.

13. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, кото­рые могут отвлекать его внимание. Цвет обоев должен быть неярким, успокаивающим, преимущество отдается голубо­му цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортив­ный уголок.

14. Создайте необходимые условия для детского творчества. Ис­пользуйте краски и пластилин (это развивает усидчивость).

15. Избегайте по возможности большого скопления людей. Пре­бывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка возбуждающее действие.

16. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приво­дит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте подолгу сидеть у телевизора.

17. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению состояния внимания и само­контроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

18. Развивайте у него осознанное торможение, учите контроли­ровать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает медленно до 5.

19. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.

20. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточ­ную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные пешие прогулки, плавание. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание.

21. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Задача родителей найти те занятия, которые бы удавались ребенку и повышали его уверенность в себе.

Литература:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников : учеб.-метод. пособие / под ред. О.В. Токарь, Т.Т. Зимаревой, Н.Е. Липай. — М. : Флинта : МПСИ, 2009. — 152 с.

Просмотры 16 , Сегодня 2 

Добавить комментарий