В статье описаны направления работы педагога-психолога с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, задачи которые приходится решать.
Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, психологическое сопровождение, направления работы.
К сожалению, многие семьи в нашей стране в силу тех или иных причин испытывают необходимость в помощи и поддержке. Особо проблемная категория – семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Федеральным законом от 15 ноября 1999 года №195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» дано четкое определение трудной жизненной ситуации: «трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно»[2].
В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации[3]:
– дети, оставшиеся без попечения родителей,
– дети-инвалиды,
– дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий,
– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев,
– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях,
– дети-жертвы насилия,
– дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях,
– дети, проживающие в малоимущих семьях,
– дети с отклонениями в поведении,
– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Год от года увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав, растет число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физическое и нравственное здоровье детей ежедневно подвергается риску.
Эти и другие факты свидетельствуют о том, что организация работы с семьей требует переосмысления и обновления ресурсов, внедрение инновационных технологий, форм и методов психологической и социальной работы.
Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические и так далее. У детей в таких семьях часто наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, нарушения эмоционально и познавательной сферы, сложности общения, что может отрицательно сказаться на дальнейшей жизни ребенка.
Работа по психологической коррекции и реабилитации таких детей должна быть системной, объединяющей усилия множества специалистов: воспитателей, психологов, психотерапевтов, социальных педагогов и даже врачей. В каждом конкретном случае должна быть проведена диагностика и подобранна система мер по профилактике и коррекции.
В работе с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, можно выделить несколько направлений:
– аналитическое;
– информационно-профилактическое;
– психолого-педагогическое сопровождение;
– повышение квалификации педагогов;
– взаимодействие со специалистами.
Т.е. работа психолога с такими детьми и должна осуществляться по трем направлениям: непосредственно с ребенком, с родителями и педагогами, работающими с ребенком.
Аналитическое направление включает исследование ситуации, анализ среды, причин. При этом, в первую очередь, необходимо обеспечить раннее выявление и учет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, используя следующие методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, анализ детских рассказов, рисунков о семье.
Информационно-профилактическое направление предполагает информирование психологомвоспитателя, социального педагога, медицинского работника и администрации о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. В социальном паспорте ребенка делается отметка о трудном положении, данная семья находится под наблюдением специалистов и педагогов детского сада, с ней первоочередно ведется профилактическая работа.
Одной из форм работы с детьми этой категории является вовлечение их в различные виды досуга и занятости, проведение специализированных акций.
Психолого-педагогическое сопровождениеребенка заключается в разработке индивидуальной программы по коррекции выявленных нарушений, включению ребенка в различные тренинговые и коррекционные группы.Этот процесс может включать:
– проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных носителей;
– информационный поиск методов и ресурсов, которые могут помочь решить проблему;
– обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения;
– оказание первичной помощи ребенку и другим носителям проблемы на начальных этапах плана действия.
Вот некоторые задачи, которые стоят перед психологом:
- Выявление уровня готовности и адаптации к школьному обучению, профилактика проблем обучения в начальной школе.
- Комплексная диагностика познавательной и психо-эмоциональной сферы у детей, имеющих трудности в обучении и поведении.
- Коррекция выявленных нарушений.Наиболее эффективными являются применение арт-терапевтических методов, сказкотерапии, песочной терапии, изотерапии,игротерапии[4], способствующих формирование навыков самоорганизации, саморегуляции и волевогопреодоления жизненных трудностей (выработку умения самостоятельно принимать решения по любым вопросам;совершенствование навыков самообслуживания;выработку умения контролировать своё эмоциональное состояние, регулировать психические процессы в рамках возможного;познание жизни и самих себя путём участия в различных видах деятельности;развитие способности противостоять негативным проявлениям извне;погружение ребёнка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нём многовариантности подходов к действительности); формирование мотивации достижения и успеха (развитие познавательных, эстетических и творческих способностей;создание условий для разнообразной деятельности (кружки, походы, спорт);включение ребёнка в разнообразие культурной жизни общества;оказание различных видов и форм поддержки детям в различных социально приемлемых увлечениях, создание условий для устранения тревожности, озлобленности, недоверия со стороны детей;стабилизацию эмоционального фона, способствующая раскрепощению детей).
- Комплексная диагностика межличностных отношений детей со сверстниками и родителями.
- Профилактика и решение психолого-педагогических проблем, возникающих у педагогов и родителей.
Особое место в работе по данному направлению занимает индивидуальное консультирование и психокоррекционная работа с родителями ребенка. Парадокс заключается в том, что те родители, которые больше всего нуждаются в оказании психологической помощи и консультировании не обращаются самостоятельно к специалистам по причине недостаточной компетентности. Т.е. мотивация обращения к психологу отсутствует. Поэтому одним из задач психолога должно быть психопросвещение о своей работе, популяризация ее в группах ДОУ, проведение специальных тренингов, семинаров с привлечением данных родителей.
Только комплексная и систематическая помощь семья, находящимся в трудной жизненной ситуации, позволяет ребенку легче адаптироваться и подготовиться к дальнейшей жизни. И от сопровождения, оказываемого ребенку в ДОУ или школе, во многом зависит становление его здоровой личности.
Литература.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детскихпсихологов, педагогов, врачей и специалистов, работающихс детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
- Федеральный закон от 15 ноября 1999 года №195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ»
- Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ».
- http://festival.1september.ru/articles/210878/Комплексная программа реабилитации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: “Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите”.