Часто для определения возникающих в группе и классе проблем достаточно определить стиль его педагогического общения с детьми.
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
Распределение активности между воспитателем и детьми |
||
Педагог занимает доминирующую позицию,не позволяет детям проявлять самостоятельность и, инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий.
|
Основная особенностьэтого стиля — взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. | Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализирует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит отответственности за результаты своей деятельности. |
Уважение к личности ребенка, отношение к успехам и неудачам |
||
Недостаточное уважение к детям, контроль. Педагог оценивает внешние проявления поступков, не принимает во внимание их мотивы. В высказываниях преобладают замечания, порицания. | Активно-положительное отношение к детям, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Стремление понять цели и мотивы поведения, умение прогнозировать развитие личности ребенка. Положительные оценки преобладают над отрицательными. | Противоречивое отношение, в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния.
|
Учет межличностных отношений между детьми |
||
Педагог не принимает во внимание межличностные отношения между детьми, что может приводить к напряженности и конфликтам в датском коллективе. | Учитывает сложившиеся отношения между детьми, способствует их развитию, считает благоприятный психологический климат в Фупле важным условием педагогической деятельности. | Учитывает взаимоотношения в группе, однако причины и следствия таких отношений игнорируются. |
Вариативность воспитательных воздействий |
||
Большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Преобладание дисциплинирующих воздействий. Предпочтение прямых указаний опосредованному способу воздействия на ребенка. | Разнообразие воспитательных воздействий, преобладание организующих способов над дисциплинирующими. Явно выражена склонность к косвенным средствам воздействия на ребенка. | Спонтанные воспитательные воздействия, в зависимости от ситуации. Не придается значения использованию косвенных средств воздействия на детей. |
Особенности педагогических установок |
||
Жесткие педагогические установки: разделение детей на группы, в зависимости от предпочтений: «любимчики», «бездарные» и т. д. | Гибкие педагогические установки. Педагог принимает индивидуальные особенности детей. | Непоследовательность установок. |
Возможные результаты стиля воспитания |
||
Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам. | Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность. | К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям. |