В каждой группе есть “Центр природы”, некоторые называют его “Экологический центр”. К новому году хочется сделать его обновление. Давайте подробнее рассмотрим его значение и идеии для оформления.
Центр природы – часть предметной среды в ДОУ, одна из игровых зон, в которой расположены объекты флоры и фауны для:
- ознакомления с их жизнедеятельностью;
- обучения созданию и поддержанию условий их комфортного существования.

Уголок природы в групповой комнате ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой, формированием экологического сознания детей.
Главная особенность этого центра – это непосредственная близость его обитателей к детям, что позволяет воспитателю организовать различную деятельность с дошкольниками, а детям максимально проявить активность и самостоятельность. В течение всего дня дети по желанию могут подходить к живым объектам, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем картинки, книги, рассказы взрослых, производят сильные впечатления.
Какое значение имеет уголок природы?
Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства в центре природы.
Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
Требования при организации в ДОО центра природы
- центр природы должен быть ярким и красочным;
- стеллажи, полки обязательно закреплены;
- календарь природы;
- недопустимы ядовитые растения (диффенбахия, молочай, кротон, алоказия, антуриум, аглаонема, монстера, сингониум, спатифиллум, филодендрон – при контакте с кожей или слизистыми могут вызвать ожоги и отравления; растения с колючками или острыми краями (алоэ, кактусы, роза, юкка), примула китайская (вызывает раздражение кожи, которое перерастает в воспаление);
- цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
- оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;
- природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;
- оборудование для опытов, исследований. Оно должно быть безопасным и отвечать возрасту детей;
- макеты экосистем, природных зон, времен года – в соответствии с возрастными особенностями детей.
Постоянные обитатели центра природы – комнатные растения.
Тут разнообразие определяется возрастом детей, строением и безопасностью растений.
Вторая младшая группа
В центре природы размещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья и цветок) и ярко, обильно и долго цветущие.
Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
Знать основные растительные группы: дерево, трава.
Уметь рассказывать о растениях, отмечая основные признаки цветков (один или несколько, их цвет, запах), листьев (большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску).
Знать, что за растениями надо ухаживать – поливать, протирать листья.
Трудовые действия: поливать растение вместе с воспитателем, лить воду осторожно и аккуратно, протирать плотные листья влажной тряпочкой.
Средняя группа
В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай). Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, от качества ухода, свою ответственность за них. Дошкольники уже в силах самостоятельно определить, нуждается ли растение в поливе или нет, исходя из цвета земли (если земля сухая — нужно полить, если земля темная — растение в поливе не нуждается).
Дети должны называть названия 4-5 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая форму листьев. Знать еще одну растительную группу – куст.
Старшая группа
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Центр природы пополняется новыми растениями: разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы):
Комнатные растения в центре природы должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
Подготовительная к школе группа
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света, зависимости внешнего строения).
Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); сакулентовые (1—2 вида, требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции — с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно).
Знания детей дополняются о некоторых способах вегетативного размножения растений. Размножаются побегами (герани, фуксия, розы, бегонии); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера); размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус); размножение клубнями (глоксиния); живородящие растения — камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм.
Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт.
Например.
1 младшая группа | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Фикус, фиалка, герань, традесканция, сансевьера. | Примула, Бегония, Герань, Колеус, Бальзамин, Кливия, Аспидистра, Фикус, Традесканция, Рейнекия, Драцена | Бегония, Герань, Бальзамин, Кливия Аспидистра, Фикус, Традесканция, Рейнекия, Драцена, Хлорофитум, Агава, Примула, Аспарагус | 2 вида Бегонии, 2 вида Герани, Колеус, Плющ, Комнатный виноград, Традесканция, Амараллис и др. Растения, имеющие различные виды стеблей, различную форму, величину, окраску листьев и цветов. | 2 виды Бегонии, 2 вида Герани, Колеус, Плющ, Бегония Рекс, Узамбарская фиалка. Лекарственные алоэ, Туя, Бриофиллюм, Камнеломка, Циперус. |
На каждое растение можно вместе с детьми старшего дошкольного возраста оформить «паспорт» или «визитную карточку» растения. Также растения должны быть подписаны: название и особенности уходы. В старшем возрасте могут быть составлены схемы наблюдений за комнатными растениями.
Схема наблюдения за комнатным растением
Высота растения – высокое, низкое
Характер растения – светолюбивое, тенелюбивое
Тип стебля – прямой, вьющийся, стелющийся
Форма листовой пластинки – овальные, круглые, треугольные
Ширина листовой пластинки – широкие, узкие
Цвет листовой пластины
Поверхность листовой пластины – тонкие, толстые, опушенные
Края листовой пластинки – ровные, с зубчиками
Расположение листьев
Полив
Уход
Временные обитатели центра природы
Временные обитатели центра природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени
Осень | Зима | Весна | Лето |
Букеты осенних цветов в вазах. Цветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы) . Поделки детей из природного материала (старший возраст). | Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д) Ветки деревьев и кустов в вазах. Экибаны, поделки детей. | Ветки деревьев и кустарников в вазах. Ящики с рассадой. Букеты разноцветущих растений (верба, цветы). | Букеты цветов в вазах |
Календари наблюдений
Самый распространенный календарь Природы содержит стрелки или таблички для отображения погоды, дня недели, времени года, даты – в зависимости от возраста.
Предлагаю вам такой упрощенный вариант, который украсит любой центр (нажмите на картинку правой кнопкой и выберите сохранить картинку как, чтобы скачать ее к себе).

Еще шаблоны для создания календаря природы есть в VIP разделе. Раздел доступен после регистрации по паролю
Дополнить календарь можно днями недели. Например, в виде круга с вращающейся верхней частью. В прорезь оставляем нужный день недели.

Интересны варианты с прищепками, они подойдут на средний возраст.

Календарь наблюдений может усложняться. Например, в старших группах дети находят и закрашивают дни недели, значками обозначают погодные явления, изображают дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняют календарь своими зарисовками, например, «Какая сегодня была прекрасная осенняя (зимняя/весенняя/летняя погода)»





Календарь наблюдений за птицами – более узкий, но тоже важный компонент центра. Малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками – галочками соответствующего цвета.

Календаря наблюдения за ростом растения – это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть:
-цветы, пересаженные с клумбы, луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени;
-ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков;
-проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры.
Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.


Разнообразие центра природы.
Разнообразить центры смогут различные компоненты.
В центре природы могут находиться:
-натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи;
-наборы картинок с изображением животных, птиц и т.д.;

-альбомы «Времена года»;
-книжки с иллюстрациями, энциклопедии, плакаты по теме;
-рисунки детей о природе;
-экологические знаки;

-макеты природных зон, смены времен года, биогеоценозов и т.д.

На фото: Куколки по сезонам – подробнее
Макет дерева по сезонам – подробнее
– природный и бросовый материл, поделки из природного материала;
-дидактические игры природного содержания;

– лэпбуки про погоду, погодные явления, времена года, природу и экологию.
Наполнение центра природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований ООП.
Идеи для наполнения Центра природы:
Лэпбук “У природы нет плохой погоды” с календарем наблюдений.
Лэпбук, погода, наблюдение, календарь наблюдений, термометр, загадки, шаблоны, кармашки Лэпбук, погода, наблюдение, календарь наблюдений, термометр, загадки, шаблоны, кармашки Лэпбук, погода, наблюдение, календарь наблюдений, термометр, загадки, шаблоны, кармашки Лэпбук, погода, наблюдение, календарь наблюдений, термометр, загадки, шаблоны, кармашки Лэпбук, погода, наблюдение, календарь наблюдений, термометр, загадки, шаблоны, кармашки Лэпбук, погода, наблюдение, календарь наблюдений, термометр, загадки, шаблоны, кармашки Лэпбук, погода, наблюдение, календарь наблюдений, термометр, загадки, шаблоны, кармашки Лэпбук, погода, наблюдение, календарь наблюдений, термометр, загадки, шаблоны, кармашки Лэпбук, погода, наблюдение, календарь наблюдений, термометр, загадки, шаблоны, кармашки
Лэпбуки по временам года:
Еще есть книга по экологическому воспитанию дошкольнииков на сайте в VIP разделе для подписчиков: Посмотреть и скачать
Напишите отзыв и оцените статью, если она была для вас полезной! Поделитесь ее в соц. сетях