В каждой группе есть “Центр природы”, некоторые называют его “Экологический центр”. К новому году хочется сделать его обновление. Давайте подробнее рассмотрим его значение и идеии для оформления.
Центр природы – часть предметной среды в ДОУ, одна из игровых зон, в которой расположены объекты флоры и фауны для:
- ознакомления с их жизнедеятельностью;
- обучения созданию и поддержанию условий их комфортного существования.
Уголок природы в групповой комнате ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой, формированием экологического сознания детей.
Главная особенность этого центра – это непосредственная близость его обитателей к детям, что позволяет воспитателю организовать различную деятельность с дошкольниками, а детям максимально проявить активность и самостоятельность. В течение всего дня дети по желанию могут подходить к живым объектам, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем картинки, книги, рассказы взрослых, производят сильные впечатления.
Какое значение имеет уголок природы?
Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства в центре природы.
Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
Требования при организации в ДОО центра природы
- центр природы должен быть ярким и красочным;
- стеллажи, полки обязательно закреплены;
- календарь природы;
- недопустимы ядовитые растения (диффенбахия, молочай, кротон, алоказия, антуриум, аглаонема, монстера, сингониум, спатифиллум, филодендрон – при контакте с кожей или слизистыми могут вызвать ожоги и отравления; растения с колючками или острыми краями (алоэ, кактусы, роза, юкка), примула китайская (вызывает раздражение кожи, которое перерастает в воспаление);
- цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
- оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;
- природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;
- оборудование для опытов, исследований. Оно должно быть безопасным и отвечать возрасту детей;
- макеты экосистем, природных зон, времен года – в соответствии с возрастными особенностями детей.
Постоянные обитатели центра природы – комнатные растения.
Тут разнообразие определяется возрастом детей, строением и безопасностью растений.
Вторая младшая группа
В центре природы размещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья и цветок) и ярко, обильно и долго цветущие.
Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
Знать основные растительные группы: дерево, трава.
Уметь рассказывать о растениях, отмечая основные признаки цветков (один или несколько, их цвет, запах), листьев (большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску).
Знать, что за растениями надо ухаживать – поливать, протирать листья.
Трудовые действия: поливать растение вместе с воспитателем, лить воду осторожно и аккуратно, протирать плотные листья влажной тряпочкой.
Средняя группа
В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай). Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, от качества ухода, свою ответственность за них. Дошкольники уже в силах самостоятельно определить, нуждается ли растение в поливе или нет, исходя из цвета земли (если земля сухая — нужно полить, если земля темная — растение в поливе не нуждается).
Дети должны называть названия 4-5 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая форму листьев. Знать еще одну растительную группу – куст.
Старшая группа
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Центр природы пополняется новыми растениями: разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы):
Комнатные растения в центре природы должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
Подготовительная к школе группа
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света, зависимости внешнего строения).
Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); сакулентовые (1—2 вида, требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции — с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно).
Знания детей дополняются о некоторых способах вегетативного размножения растений. Размножаются побегами (герани, фуксия, розы, бегонии); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера); размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус); размножение клубнями (глоксиния); живородящие растения — камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм.
Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт.
Например.
1 младшая группа | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Фикус, фиалка, герань, традесканция, сансевьера. | Примула, Бегония, Герань, Колеус, Бальзамин, Кливия, Аспидистра, Фикус, Традесканция, Рейнекия, Драцена | Бегония, Герань, Бальзамин, Кливия Аспидистра, Фикус, Традесканция, Рейнекия, Драцена, Хлорофитум, Агава, Примула, Аспарагус | 2 вида Бегонии, 2 вида Герани, Колеус, Плющ, Комнатный виноград, Традесканция, Амараллис и др. Растения, имеющие различные виды стеблей, различную форму, величину, окраску листьев и цветов. | 2 виды Бегонии, 2 вида Герани, Колеус, Плющ, Бегония Рекс, Узамбарская фиалка. Лекарственные алоэ, Туя, Бриофиллюм, Камнеломка, Циперус. |
На каждое растение можно вместе с детьми старшего дошкольного возраста оформить «паспорт» или «визитную карточку» растения. Также растения должны быть подписаны: название и особенности уходы. В старшем возрасте могут быть составлены схемы наблюдений за комнатными растениями.
Схема наблюдения за комнатным растением
Высота растения – высокое, низкое
Характер растения – светолюбивое, тенелюбивое
Тип стебля – прямой, вьющийся, стелющийся
Форма листовой пластинки – овальные, круглые, треугольные
Ширина листовой пластинки – широкие, узкие
Цвет листовой пластины
Поверхность листовой пластины – тонкие, толстые, опушенные
Края листовой пластинки – ровные, с зубчиками
Расположение листьев
Полив
Уход
Временные обитатели центра природы
Временные обитатели центра природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени
Осень | Зима | Весна | Лето |
Букеты осенних цветов в вазах. Цветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы) . Поделки детей из природного материала (старший возраст). | Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д) Ветки деревьев и кустов в вазах. Экибаны, поделки детей. | Ветки деревьев и кустарников в вазах. Ящики с рассадой. Букеты разноцветущих растений (верба, цветы). | Букеты цветов в вазах |
Календари наблюдений
Самый распространенный календарь Природы содержит стрелки или таблички для отображения погоды, дня недели, времени года, даты – в зависимости от возраста.
Предлагаю вам такой упрощенный вариант, который украсит любой центр (нажмите на картинку правой кнопкой и выберите сохранить картинку как, чтобы скачать ее к себе).
Еще шаблоны для создания календаря природы есть в VIP разделе. Раздел доступен после регистрации по паролю
Дополнить календарь можно днями недели. Например, в виде круга с вращающейся верхней частью. В прорезь оставляем нужный день недели.
Интересны варианты с прищепками, они подойдут на средний возраст.
Календарь наблюдений может усложняться. Например, в старших группах дети находят и закрашивают дни недели, значками обозначают погодные явления, изображают дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняют календарь своими зарисовками, например, «Какая сегодня была прекрасная осенняя (зимняя/весенняя/летняя погода)»
Календарь наблюдений за птицами – более узкий, но тоже важный компонент центра. Малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками – галочками соответствующего цвета.
Календаря наблюдения за ростом растения – это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть:
-цветы, пересаженные с клумбы, луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени;
-ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков;
-проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры.
Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
Разнообразие центра природы.
Разнообразить центры смогут различные компоненты.
В центре природы могут находиться:
-натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи;
-наборы картинок с изображением животных, птиц и т.д.;
-альбомы «Времена года»;
-книжки с иллюстрациями, энциклопедии, плакаты по теме;
-рисунки детей о природе;
-экологические знаки;
-макеты природных зон, смены времен года, биогеоценозов и т.д.
На фото: Куколки по сезонам – подробнее
Макет дерева по сезонам – подробнее
– природный и бросовый материл, поделки из природного материала;
-дидактические игры природного содержания;
– лэпбуки про погоду, погодные явления, времена года, природу и экологию.
Наполнение центра природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований ООП.
Идеи для наполнения Центра природы:
Лэпбук “У природы нет плохой погоды” с календарем наблюдений.
Лэпбуки по временам года:
Еще есть книга по экологическому воспитанию дошкольнииков на сайте в VIP разделе для подписчиков: Посмотреть и скачать
Напишите отзыв и оцените статью, если она была для вас полезной! Поделитесь ее в соц. сетях