Исследования и эксперименты очень важны для развития ребенка, формирования его представлений об окружающем мире, природе, явлениях. Большую помощь здесь играет взрослый, который создает для ребенка соответствующие условия: материалы, место, предлагает опыты.
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ
для поддержания и интереса детей к познавательному экспериментированию
- Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследованиях.
- Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование сними.
- Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете.
- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность.
- Проявляя заинтересованность в деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это поможет осознать процесс деятельности)
- Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг (он приобретёт умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Несколько хитростей для взрослых.
ПАМЯТКА
«Условия для игр — экспериментирования с водой на участке»
- Банки (бутылочки) с водой разной формы и величины.
- Банки с раствором соли.
- Банки с раствором сахара.
- Банки с подкрашенной водой.
- Банки с загрязненной водой.
- Тазы для переливания воды.
- Лейки (с ситечком, с дудочками разной толщины).
- Мыльная пена, подкрашенная пена.
- Нырки: мячики, шарики, резиновые игрушки.
- Губки поролоновые разного цвета, размера, формы.
- Соломинки разного диаметра и длины.
- Предметы разной тяжести.
- Предметы из разного материала (дерево, железо, пластмасса).
- Воронки, фильтры из бумаги, сетки, марли.
- Поделки из бумаги (например, кораблики).
- Зеркало (образование радуги).
- Кора, скорлупа.
- Бутылочки пластиковые с горлышками разных размеров (для переливания).
ПАМЯТКА
«Условия для игр-экспериментирования с песком на участке»
- Цветная бумага для составления узоров.
- Камешки, шишки, веревки, ракушки.
- Ведра с дырочкой в дне (для рисования струйкой воды и песка).
- Кульки.
- Воронка.
- Следы (для выдавливания на песке).
- Брызгалка (из пластиковой бутылки).
- Лейки (с ситечком, с дудочкой разной толщины).
- Втыкалки (животные, овощи, фрукты и т. д.).
- Песочные часы.
- Трубочки из тонкой бумаги (диаметр 5—7 мм), карандаш.
- Формы для песка разные по величине, с рисунком на дне.
- Совки, грабли.
- Сито.
- Ведерки различной формы и величины.
- Мелкие игрушки и машинки для обыгрывания построек.
ПАМЯТКА
«Условия для игр-экспериментирования с ветром на участке»
- Цветная бумага для конструирования.
- Поделки из бумаги.
- Поделки из дерева («подуем — поплывут»).
- Поделки из коры.
- Поделки из скорлупы (яйцо, грецкий орех).
- Варианты игр для дыхательной гимнастики.
- Султанчики (варианты).
- Вертушки (разные по величине, разное количество лопастей).
- Флажки.
- Флюгер.
- Воздушный змей.
В уголке экспериментирования необходимо иметь:
- Приборы-помощники: увеличительные стёкла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты.
- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.
- Природный материал: :камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена.
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки.
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
- Красители: пищевые, непищевые (гуашь, акварель)
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши.
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, писка для ногтей, сито, свечи.
А еще можно подготовить лэпбук на эту тему.
Например, В лэпбук “Юный исследователь” включала картотеку опытов с воздухом, водой, комбинированные опыты, лото “Тонет-не тонет” и “Магнит”, мини-книжка с правилами в стихах, набор карточек для составления исследований и описаний свойств предметов и веществ, вращающийся диск “Под микроскопом” набор шаблонов для волчков по смешиванию цветов, игр с водой, ветром, плакат исследуем свойства, набор карточек с различными веществами и материалами для составления описаний, разноуровневые книжки “Воздух” и “Вода”, кармашки и титульный лист.
«Самое лучшее открытие- то, которое ребёнок делает сам»
Ральф У. Эмерсон