Вс. Сен 19th, 2021
Диагностика

При формировании групп для профилактической и коррекционно-развиваюшей работы, индивидуальных занятий психологу нужно быстро и качественно провести скрининговое обследование всех детей, а их бывает немало. В своей практике пользовалась диагностикой неконструктивного поведения детей Вайнера. Данную анкету заполняет воспитатель или учитель, обрабатывает психолог. Это значительно сокращает время, упрощает работу психолога. Для отслеживания результативности работы ее можно проводить в начале и в конце года (можно еще и в середине, если работы мало). Анкета позволяет выявить агрессивных, комформных, демонстративных, недисциплинированных, детей с протестным и импульсивным поведением. При крайне выраженных случаях мной велась и индивидуальная и групповая работа, консультирование родителей и педагогов. 

Дорохина О.В. Система психологической диагностики в ДОУ и начальной школе
Диагностика | Дигностика для детей

Подробнее о диагностике психолога в ДОУ и начальной школе можно посмотреть в книге “Система психологической диагностики в ДОУ и начальной школе” . Дорохина О.В. Система психологической диагностики в ДОУ и начальной школе

Диагностика Неконструктивного поведения детей Вайнера М.Э.

Цель: выявление детей, проявляющих неконструктивные формы поведения, отбор детей для коррекционно-развивающих занятий.

Заполнение: педагог заполняет Таблицу 1 (только столбцы 2 и 3). Вначале пишутся фамилии детей группы (класса), а в соседнем столбике только номера характеристик, встречающихся у каждого ребенка по Таблице 2.

Анализ:педагог-психолог обрабатывает полученные данные по Таблице 3.  Подсчитывая в колонках количество встречающихся признаков.

К

П

И

Д

Н

А

Если в одной из колонок, напротив Фамилии ребенка больше 4-х характеристик, это может говорить о возможном наличии данного типа неконструктивного поведения у ребенка. Эти данные сопоставляются с Анкетой «Моя группа», наблюдениями, результатами рисуночных тестов.

Если результаты спорные и недостаточные для зачисления ребенка в коррекционную или профилактическую группу, или получено слишком много детей с неконструктивными формами поведения, то можно провести второй этап диагностики. Он заполняется только на детей с выявленными на первом этапе формами неконструктивного поведения. Педагог сам или совместно с психологом заполняет Таблицу 4. Этот этап позволяет ответить на вопрос: «Надо ли срочно при­нимать какие-либо меры, направленные на преодоле­ние неконструктивного поведения, или со временем ребенок сам от него откажется?» В некоторых случаях, действительно можно не торопиться. Однако чаще промедление приводит к тому, что неконструктивное поведение не только не исчезает, а наоборот закреп­ляется. Чтобы не ошибиться, целесообразно каждый присущий ребенку тип неконструктивного поведения оценить с помощью следующих критериев:

  • частота подобного поведения;
  • длительность его присутствия в поведенческом репертуаре ребенка;
  •  степень тяжести последствий неконструктивного поведения;
  • ситуационная специфичность такого поведения. Частота неконструктивного поведения — это то,насколько часто ребенок прибегает к такому поведе­нию.

В каждом конкретном случае частотность может быть разной, поэтому для большей точности и объек­тивности целесообразна следующая градация:

несколько раз в день — 5 баллов

один раз в день — 4 балла

несколько раз в неделю  — 3 балла

один раз в неделю  — 2 балла

один раз в месяц и реже  — 1 балл

Результаты:заносятся в Паспорт группы (Приложение 1), составляется заключение по итогам диагностики (образец заключения по итогам повторной диагностики смотри в Приложении 3).

Итог: зачисление детей в коррекционную или  в профилактическую группу, на индивидуальные занятия.

Таблица 1. Диагностика неконструктивного поведения детей.

Группа (класс) ________________       Педагог ______________________

Фамилия Имя

№ характеристики

К

П

И

Д

Н

А

Вывод

1.         
2.         
3.         
4.         
5.         
6.         
7.         
8.         
9.         
10.         
11.         
12.         
13.         
14.         
15.         
16.         
17.         
18.         
19.         
20.         
21.         
22.         
23.         
24.         
25.         
26.         
27.         
28.        

Таблица 2. Признаки неконструктивных форм поведения.

№ характеристики

Встречаются ли у ребенка данные признаки? Если да, то поставьте № этого признака в колонке напротив фамилии ребенка.

1

Испуганно озирается, оглядывается

2

Продолжает заниматься своим делом даже после замечания

3

Нетерпелив, выкрикивает, перебивает

4

Претендует на главные роли

5

Неопрятный внешний вид

6

Дерется со сверстниками, кусается

7

Беспрекословно следует инструкциям, выполняет просьбы

8

Спорит, с трудом договаривается, соглашается

9

Не доводит начатое до конца

10

Требуете себе постоянного внимания

11

Не в состоянии поддерживать порядок

12

Обзывает сверстников, грубит взрослым

13

Говорит тихо и мало

14

Ссорится, конфликтует со сверстниками

15

Склонен к быстрой и частой смене настроений

16

Кривляется, строит из себя «шута»

17

Опаздывает

18

Задирает сверстников, провоцирует у них агрессивное поведение

19

Не проявляет инициативы, пассивен, не задает вопросов

20

Обидчив, склонен к беспричинным слезам

21

Говорит быстро и много

22

Любит приказывать другим детям, повеле­вать ими

23

Не держит обещания, забывает о поручен­ном

24

Плюется в состоянии раздражения

25

Не уверен в себе

26

С трудом признает свои ошибки

27

Двигательно беспокоен: вертится, совер­шает бесполезные движения руками и но­гами

28

Болезненно переживает поражения, неус­пехи

29

Нарушает правила поведения и правила игры «по забывчивости»

30

Стремится делать многое назло

31

Сторонится коллективных игр и заданий

32

Обвиняет в своих неудачах других

33

Неусидчив

34

Склонен к хвастовству

35

Не правильно истолковывает правила: со­блюдая одно, нарушает другое

36

Ломает, бросает, портит учебные принад­лежности и игровые атрибуты

37

Избегает главных ролей в играх

38

Добивается своего капризами

39

Постоянно отвлекается

40

Не идет на уступки и компромиссы

41

Регулярно и целенаправленно нарушает правила

42

Замахивается на сверстников

Таблица 3. Анализ данных.

Тип поведения

Номера

характеристик

Конформное 1,7,13,19,25,31,37      
Протестное 2,8,14,20,26,32,38      
Импульсивное 3,9,15,21,27,33,39,      
Демонстративное 4,10,16,22,28,34,40      
Недисциплинированное 5,11,17,23,29,35,41,      

Агрессивное

 6,12,18,24,30,36,42      

Таблица 4. Заполняется на каждого ребенка с выявленным типом неконструктивного поведения.

Ф.И. ребенка                                       Возраст               Дата

Тип неконструктив­ного поведения

Критерии оценки

Частота

Длительность

Степень

Ситуационная специфичность

     
     
     
     
     
     

Соответствующий балл заносится в таблицу 4 в гра­фу «Частота».

Длительность — критерий времени — указывает на то, как давно неконструктивное поведение появилось и как долго присутствует в репертуаре ребенка:

год и дольше                —    5 баллов

полгода                         —    4 балла

два—три месяца          —    3 балла

три—четыре недели    —    2 балла

несколько дней             —    1 балл.

Соответствующий балл заносится в таблицу 4 в гра­фу «Длительность».

Степень тяжести свидетельствует о том, насколько негативно влияние неконструктивного поведения на общее развитие ребенка и к каким нежелательным по­следствиям это приводит:

♦      снижается продуктивность на занятиях;

♦появляются негативные качества личности, чер­ты характера;

♦ухудшается физическое самочувствие, возника­ют проблемы со здоровьем;

♦не складываются взаимоотношения со сверстни­ками;

♦ обостряются взаимоотношения со взрослыми.

Каждый параметр оценивается в один балл. Сум­марный балл (от 1 до 5) заносится в таблицу 4 в гра­фу «Степень». Соответственно, чем выше балл, темразрушительнее оказываются последствия неконст­руктивного поведения.

Следующий критерий оценки — ситуационная спе­цифичность возникновения неконструктивного пове­дения. Считается, что если подобное поведение спро­воцировано конкретной ситуацией, возникает только в определенной обстановке, то это гораздо менее тре­вожный симптом, чем когда неконструктивное поведе­ние появляется вне зависимости от какой бы то ни было ситуации. В связи с этим варианты ситуационной специфичности неконструктивного поведения могут быть такими:

поведение от ситуации не зависит    — 5 баллов

поведение возникает в нескольких схожих ситуациях  — 3 балла

поведение возникает всегда в одной и той же ситуации — 1 балл

Соответствующий балл заносится в таблицу 3 в гра­фу «Ситуационная специфичность».

Заполнив таблицу 4, педагог анализирует комбина­цию всех вышеназванных критериев, подсчитывает суммарный балл и делает следующие выводы.

Если выраженность какого-либо типа неконструк­тивного поведения оценивается баллом от 15 до 20, то дальше медлить нельзя. Ребенку срочно необходима квалифицированная психолого-педагогическая по­мощь.

Если выраженность какого-либо типа неконструк­тивного поведения оценивается баллом от 10 до 14, то ребенка целесообразно включить в коррекционную работу. Он уже находится в «группе риска» и велика вероятность, что неконструктивное поведение может закрепиться, если не будут приняты своевременные меры.

Если выраженность какого-либо типа неконструк­тивного поведения оценивается баллом от 4 до 9, то, скорее всего, оно явление временное — возрастное (кризис семи лет) или ситуативное (ребенок перешел учиться в новую школу, поменял место жительства, сломалась его любимая игрушка и др.). Прежде чем вовлекать таких детей в коррекционную работу, предла­гать целенаправленную коррекционную помощь, необ­ходимо, в первую очередь, создать им психологически комфортные условия, продолжая при этом вниматель­но наблюдать за динамикой их поведения.

Источник: Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции   поведения дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2004.

Программа коррекции неконструктивных форм поведения с использованием приемов сказкотерапии.

Просмотры 19 , Сегодня 2 

Добавить комментарий