При формировании групп для профилактической и коррекционно-развиваюшей работы, индивидуальных занятий психологу нужно быстро и качественно провести скрининговое обследование всех детей, а их бывает немало. В своей практике пользовалась диагностикой неконструктивного поведения детей Вайнера. Данную анкету заполняет воспитатель или учитель, обрабатывает психолог. Это значительно сокращает время, упрощает работу психолога. Для отслеживания результативности работы ее можно проводить в начале и в конце года (можно еще и в середине, если работы мало). Анкета позволяет выявить агрессивных, комформных, демонстративных, недисциплинированных, детей с протестным и импульсивным поведением. При крайне выраженных случаях мной велась и индивидуальная и групповая работа, консультирование родителей и педагогов.
Подробнее о диагностике психолога в ДОУ и начальной школе можно посмотреть в книге “Система психологической диагностики в ДОУ и начальной школе” . Дорохина О.В. Система психологической диагностики в ДОУ и начальной школе
Диагностика Неконструктивного поведения детей Вайнера М.Э.
Цель: выявление детей, проявляющих неконструктивные формы поведения, отбор детей для коррекционно-развивающих занятий.
Заполнение: педагог заполняет Таблицу 1 (только столбцы 2 и 3). Вначале пишутся фамилии детей группы (класса), а в соседнем столбике только номера характеристик, встречающихся у каждого ребенка по Таблице 2.
Анализ:педагог-психолог обрабатывает полученные данные по Таблице 3. Подсчитывая в колонках количество встречающихся признаков.
К |
П |
И |
Д |
Н |
А |
Если в одной из колонок, напротив Фамилии ребенка больше 4-х характеристик, это может говорить о возможном наличии данного типа неконструктивного поведения у ребенка. Эти данные сопоставляются с Анкетой «Моя группа», наблюдениями, результатами рисуночных тестов.
Если результаты спорные и недостаточные для зачисления ребенка в коррекционную или профилактическую группу, или получено слишком много детей с неконструктивными формами поведения, то можно провести второй этап диагностики. Он заполняется только на детей с выявленными на первом этапе формами неконструктивного поведения. Педагог сам или совместно с психологом заполняет Таблицу 4. Этот этап позволяет ответить на вопрос: «Надо ли срочно принимать какие-либо меры, направленные на преодоление неконструктивного поведения, или со временем ребенок сам от него откажется?» В некоторых случаях, действительно можно не торопиться. Однако чаще промедление приводит к тому, что неконструктивное поведение не только не исчезает, а наоборот закрепляется. Чтобы не ошибиться, целесообразно каждый присущий ребенку тип неконструктивного поведения оценить с помощью следующих критериев:
- частота подобного поведения;
- длительность его присутствия в поведенческом репертуаре ребенка;
- степень тяжести последствий неконструктивного поведения;
- ситуационная специфичность такого поведения. Частота неконструктивного поведения — это то,насколько часто ребенок прибегает к такому поведению.
В каждом конкретном случае частотность может быть разной, поэтому для большей точности и объективности целесообразна следующая градация:
несколько раз в день — 5 баллов
один раз в день — 4 балла
несколько раз в неделю — 3 балла
один раз в неделю — 2 балла
один раз в месяц и реже — 1 балл
Результаты:заносятся в Паспорт группы (Приложение 1), составляется заключение по итогам диагностики (образец заключения по итогам повторной диагностики смотри в Приложении 3).
Итог: зачисление детей в коррекционную или в профилактическую группу, на индивидуальные занятия.
Таблица 1. Диагностика неконструктивного поведения детей.
Группа (класс) ________________ Педагог ______________________
№ |
Фамилия Имя |
№ характеристики |
К |
П |
И |
Д |
Н |
А |
Вывод |
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. | |||||||||
6. | |||||||||
7. | |||||||||
8. | |||||||||
9. | |||||||||
10. | |||||||||
11. | |||||||||
12. | |||||||||
13. | |||||||||
14. | |||||||||
15. | |||||||||
16. | |||||||||
17. | |||||||||
18. | |||||||||
19. | |||||||||
20. | |||||||||
21. | |||||||||
22. | |||||||||
23. | |||||||||
24. | |||||||||
25. | |||||||||
26. | |||||||||
27. | |||||||||
28. | … |
Таблица 2. Признаки неконструктивных форм поведения.
№ характеристики |
Встречаются ли у ребенка данные признаки? Если да, то поставьте № этого признака в колонке напротив фамилии ребенка. |
1 | Испуганно озирается, оглядывается |
2 | Продолжает заниматься своим делом даже после замечания |
3 | Нетерпелив, выкрикивает, перебивает |
4 | Претендует на главные роли |
5 | Неопрятный внешний вид |
6 | Дерется со сверстниками, кусается |
7 | Беспрекословно следует инструкциям, выполняет просьбы |
8 | Спорит, с трудом договаривается, соглашается |
9 | Не доводит начатое до конца |
10 | Требуете себе постоянного внимания |
11 | Не в состоянии поддерживать порядок |
12 | Обзывает сверстников, грубит взрослым |
13 | Говорит тихо и мало |
14 | Ссорится, конфликтует со сверстниками |
15 | Склонен к быстрой и частой смене настроений |
16 | Кривляется, строит из себя «шута» |
17 | Опаздывает |
18 | Задирает сверстников, провоцирует у них агрессивное поведение |
19 | Не проявляет инициативы, пассивен, не задает вопросов |
20 | Обидчив, склонен к беспричинным слезам |
21 | Говорит быстро и много |
22 | Любит приказывать другим детям, повелевать ими |
23 | Не держит обещания, забывает о порученном |
24 | Плюется в состоянии раздражения |
25 | Не уверен в себе |
26 | С трудом признает свои ошибки |
27 | Двигательно беспокоен: вертится, совершает бесполезные движения руками и ногами |
28 | Болезненно переживает поражения, неуспехи |
29 | Нарушает правила поведения и правила игры «по забывчивости» |
30 | Стремится делать многое назло |
31 | Сторонится коллективных игр и заданий |
32 | Обвиняет в своих неудачах других |
33 | Неусидчив |
34 | Склонен к хвастовству |
35 | Не правильно истолковывает правила: соблюдая одно, нарушает другое |
36 | Ломает, бросает, портит учебные принадлежности и игровые атрибуты |
37 | Избегает главных ролей в играх |
38 | Добивается своего капризами |
39 | Постоянно отвлекается |
40 | Не идет на уступки и компромиссы |
41 | Регулярно и целенаправленно нарушает правила |
42 | Замахивается на сверстников |
Таблица 3. Анализ данных.
Тип поведения |
Номера характеристик | |||||||
Конформное | 1,7,13,19,25,31,37 | |||||||
Протестное | 2,8,14,20,26,32,38 | |||||||
Импульсивное | 3,9,15,21,27,33,39, | |||||||
Демонстративное | 4,10,16,22,28,34,40 | |||||||
Недисциплинированное | 5,11,17,23,29,35,41, | |||||||
Агрессивное | 6,12,18,24,30,36,42 |
Таблица 4. Заполняется на каждого ребенка с выявленным типом неконструктивного поведения.
Ф.И. ребенка Возраст Дата | ||||
Тип неконструктивного поведения |
Критерии оценки | |||
Частота |
Длительность |
Степень |
Ситуационная специфичность | |
Соответствующий балл заносится в таблицу 4 в графу «Частота».
Длительность — критерий времени — указывает на то, как давно неконструктивное поведение появилось и как долго присутствует в репертуаре ребенка:
год и дольше — 5 баллов
полгода — 4 балла
два—три месяца — 3 балла
три—четыре недели — 2 балла
несколько дней — 1 балл.
Соответствующий балл заносится в таблицу 4 в графу «Длительность».
Степень тяжести свидетельствует о том, насколько негативно влияние неконструктивного поведения на общее развитие ребенка и к каким нежелательным последствиям это приводит:
♦ снижается продуктивность на занятиях;
♦появляются негативные качества личности, черты характера;
♦ухудшается физическое самочувствие, возникают проблемы со здоровьем;
♦не складываются взаимоотношения со сверстниками;
♦ обостряются взаимоотношения со взрослыми.
Каждый параметр оценивается в один балл. Суммарный балл (от 1 до 5) заносится в таблицу 4 в графу «Степень». Соответственно, чем выше балл, темразрушительнее оказываются последствия неконструктивного поведения.
Следующий критерий оценки — ситуационная специфичность возникновения неконструктивного поведения. Считается, что если подобное поведение спровоцировано конкретной ситуацией, возникает только в определенной обстановке, то это гораздо менее тревожный симптом, чем когда неконструктивное поведение появляется вне зависимости от какой бы то ни было ситуации. В связи с этим варианты ситуационной специфичности неконструктивного поведения могут быть такими:
поведение от ситуации не зависит — 5 баллов
поведение возникает в нескольких схожих ситуациях — 3 балла
поведение возникает всегда в одной и той же ситуации — 1 балл
Соответствующий балл заносится в таблицу 3 в графу «Ситуационная специфичность».
Заполнив таблицу 4, педагог анализирует комбинацию всех вышеназванных критериев, подсчитывает суммарный балл и делает следующие выводы.
Если выраженность какого-либо типа неконструктивного поведения оценивается баллом от 15 до 20, то дальше медлить нельзя. Ребенку срочно необходима квалифицированная психолого-педагогическая помощь.
Если выраженность какого-либо типа неконструктивного поведения оценивается баллом от 10 до 14, то ребенка целесообразно включить в коррекционную работу. Он уже находится в «группе риска» и велика вероятность, что неконструктивное поведение может закрепиться, если не будут приняты своевременные меры.
Если выраженность какого-либо типа неконструктивного поведения оценивается баллом от 4 до 9, то, скорее всего, оно явление временное — возрастное (кризис семи лет) или ситуативное (ребенок перешел учиться в новую школу, поменял место жительства, сломалась его любимая игрушка и др.). Прежде чем вовлекать таких детей в коррекционную работу, предлагать целенаправленную коррекционную помощь, необходимо, в первую очередь, создать им психологически комфортные условия, продолжая при этом внимательно наблюдать за динамикой их поведения.
Источник: Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Программа коррекции неконструктивных форм поведения с использованием приемов сказкотерапии.
Методические пособия
полезные практические материалы для педагогов, психологов и родителей