Чт. Мар 28th, 2024

Данный материал можно использовать для консультаций родителей и педагогов.

Для развития речи детей раннего и дошкольного возраста существуем много интересных приемов.  Наиболее простыми и интересными для развитие словаря и живой речи дошкольников, на наш взгляд, являются следующие:

  1. Игры с игрушками, дидактические игры. Способствуют расширению активного и пассивного словаря детей (даже если ребенок не говорит, расширяется его пассивный словарный запас). Содержание и методы ведения игр:

I. Номенклатура (главным образом с маленькими детьми) — называние предметов, их качеств, действий, числовых и пространственных соотношений и т. п.

а) Называние предметов (что у нас в этой коробке?— Вот курочка, вот цыпленок, еще цыпленок и т.п.);

б) их качеств (у девочки платье красное, а передник белый. Кошка большая, а мышка маленькая и т. п.);

в) действий — с куклой (см. выше);

г) числовых соотношений (курочка  одна,   а   цыплят много и др.);

д) пространственных соотношений (девочка сидит на стуле. Кошечка — в корзине. Чашка — на столе и др.).

Ведя игру, педагог комбинирует эти приемы, сопровождая словом и показом каждое явление, каждый предмет и его особенности.

II. Описание предмета. Определение и выбор предмета по существенным признакам. Здесь хорошо проходит игра «Кто первый узнает». На стол выставляется несколько однородных игрушек, например три куколки, отличающиеся по некоторым особенностям внешности, одежды. Воспитательница описывает одну из них, стараясь не акцентировать характерного для нее признака. Дети должны его найти. Это — упражнение на внимание. Надо вслушаться в то, что говорят, запомнить и соответственно разобраться в материале.

III. Сравнение предметов. Вниманию детей предлагаются два или три предмета (две куколки, собачки, три домика и т. п.). Мы их рассматриваем, сравниваем. У многих детей очень быстро развивается сосредоточенное внимание; они рассматривают игрушки со всех сторон, вглядываются в мельчайшие детали, иногда отмечают случайные и несущественные мелочи (царапина, пятно и т. п.), но все это является лишним поводом к высказыванию.

  1. А) Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки?

Ответ детей 5—6 лет: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления воспитательницы: пастушьи, пожарные.

Б) Узнавание по эпитетам предмета. Воспитательница предлагает детям отгадать, что это: зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают — береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.

 

  1. А)Подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.

Б) Подбор к действиям предмета. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? — Солнце.

В) Подбор объектов к действию. Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т. п.

  1. Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например: поезд — паровоз, тендер, платформы, вагоны; дерево — ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п. Или дается задание: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это?
  2. Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы.
  3. Составление предложений с определенным словом. Детям дается слово; они должны составить предложение и включить в него это слово. С этим справляются самые маленькие дети.
  4. Составление предложения с несколькими данными словами: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение.
  5. Заучивание и произношение скороговорок. Вначале детям предлагают скороговорки короткие, нетрудные, вроде: «Коси, коса, пока роса». Дети произносят их медленно. В дальнейшем скороговорки подбираются с нарастающими трудностями: «На дворе — трава, на траве— дрова» и т. П
  6. Поручения и задания. Ребенку дается определенное поручение. Желательно, чтобы такое поручение имело практическое, ребенком осознаваемое значение. При этом он должен:

1) внимательно выслушать, что ему говорят,

2) понять содержание обращенной к нему речи,

3) запомнить сказанное,

4) выполнить поручение,

5) дать словесный отчет о выполненном,

6) в итоге оказать помощь.

Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь

Трехлетки справляются с простым поручением, требующим не более одного действия. Поручения    старшим    детям    (6—7    лет)    должны носить практический характер; они могут быть разнообразны, должны постепенно осложняться и по возможности завершаться точным речевым отчетом.

  1. Беседы. Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развязывается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике.
  2. Рассказывание. Рассказу должно быть отведено большое место в развитии речи детей. Рассказ является той формой и образцом речи, которые раньше других овладевают вниманием и интересом детей и оказывают влияние на развитие их языка. Важна манера изложения, интонация, грамотность речи, т.к. дети будут использовать ее как образец.
  3. Чтение. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством.
  4. Заучивание стихотворений. Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует на душу ребенка силой и обаянием ритма. Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть, ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоение памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным и разборчивым при выборе стихотворений. На первом месте стоит материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.

Требования: 1) простота и четкость ритма, 2) краткость самого стишка и отдельных строк, 3) простота и ясность знакомых детям образов, 4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Другой источник, из которого мы можем черпать поэтический материал для детей,— это мировая литература, произведения великих мастеров и художников слова, подходящие для дошкольников.

  1. Экскурсии. Чем удачнее была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла детей, тем разнообразнее они будут в дальнейшем реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать виденное и пережитое в игре, в изобразительной деятельности. Экскурсии можно проводить начиная с комнаты и группы для 2-3 летних детей, постепенно расширяя до всего дома или детского сада, двора. Этим осуществляется основное требование дидактики: отправляться от предметов, наиболее близких ребенку, связанных с интересами его личной жизни.

Разновидностями экскурсий, помогающих в развитии словаря и  живой речи, являются экскурсии вне учреждения, экскурсии на природу. Слово не цель экскурсий и занятий по наблюдению, оно — только средство, но в этих занятиях выковывается и совершенствуется слово.

  1. Рассматривание картин. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими вызываемые, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому-то картины так ценны и значение их так велико.

Рассматривание картин в раннем детстве преследует тройную цель:

1) упражнение способности к наблюдению;

2) поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения);

3) развитие языка ребенка.

Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком. При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным. По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их   развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов.

Ведя с детьми занятия по картинкам, следует руководствоваться следующими основными положениями.

  1. Картина должна быть графически грамотной и ни одной из своих деталей не искажать действительности.
  2. Своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребенка, а потому картины должны предлагаться детям в соответствующей последовательности.
  3. Рассматривание картины может   продолжаться лишь до тех пор, пока ребенок   проявляет   интерес   и внимание.
  4. Число картин, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обоснованно.
  5. Воспитание наблюдательности и сознательного созерцания отнюдь не должно ограничиваться использованием одних картин.
  6. Занятия по картинам достигают всех связанных с ними целей только при активном использовании воспитателем и детьми речевого общения.
  7. Картина, показываемая детям, выставляется на доске или мольберте против света. Дети усаживаются против нее полукругом. Для показа необходима специальная палочка. Показывать пальцем не дозволяется.
  8. Участвуя в игре или занятии, педагог своим примером, показом стимулирует детей к желательным речевым реакциям.

 

  1. Классификация предметов. К классификациям предметов и явлений по признакам, особенностям,  видам  можно подводить детей  очень  рано (по цвету, форме, категории, размеру и т.д.). В простейших   формах   соответствующие   игры   возможны уже с трех с половиной – четырехлетними детьми. Вначале  эти   игры   ведутся  с   иллюстративным материалом, главным  образом  с картинками.  Разнообразные  виды лото преследуют цели классификации предметов. С детьми б—7 лет, получившими соответствующую подготовку, занятия по классификации возможны и без иллюстрации.

Источник: Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М., 1981

Еще материалы по развитию речи: здесь.

Loading

Добавить комментарий