Традиционным стало проведение в образовательных организациях “Недели психологии”.
Рекомендуемые мероприятия для проведения в рамках Недели психологии:
– Деловые игры – они направлены на освоение, осмысление так называемых инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений участников. «Деловые» игры с детьми могут носить несложный сюжетный характер, а могут иметь вид собственно организованного семинара. Они учат ребят строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество со сверстниками, вступать в коллегиальные отношения со взрослыми. Особенно ценными являются совместные деловые семинары детей и взрослых – педагогов, родителей;
– Проектные игры – их назначение – формировать проектное мышление участников, умение работать с проблемой. Проектные игры с детьми могут иметь сюжет, а могут проводиться на реальном материале, например, в связи с каким-то мероприятием.
– Психологические акции – это игровая среда, которая на определённое время создаётся в пространстве детского сада, группы. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат. Основная цель таких «акций» – расширение жизненного пространства участников за счёт внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. «Психологические акции» могут быть эпизодичны, внезапны, невелики по количеству участников или длительности проведения. Важные особенности «акции» – ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет её не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в неё включиться.
– Психологические тренинги;
– Выпуск психологических газет;
– Анкетирование;
– Выставки
– Родительские собрания;
– Заседания, посиделки, тематические вечера.
– КВН и др.
Идеи к Неделе психологии.
Подборка материалов из газеты «Школьный психолог»
- …«Наглядностью» стала карта «Путешествие по неделе» с красочно изображенной на ней дорогой, убегающей вдаль… Ежедневно на этой карте появлялось название дня и перечисление тех мероприятий, которые в этот день проводились. Конечно же, свой законченный вид карта приобрела в последний день, когда все намеченное на ней исполнилось.
Еще одним фоном недели были два образа: Дерево жизни и Река жизни. В соответствии с темой дня Дерево жизни оформлялось каждый раз по-новому: в день, посвященный личности, на нем появились бутоны, в день общения — крона, в день деятельности — цветы, а в день эмоций и чувств — плоды. И каждый день появлялось на стенде главное стихотворение дня — философское и психологическое…
- 2. Цитаты дня
-«Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе» (Галилей).
-«Личность — та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая».
-«Самая настоящая роскошь — роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери).
-«Что можешь сделать сейчас, сделай сейчас, кто знает, сможешь ли ты сделать это потом?..»
-«Мы не можем отдать себе отчета о причине наших чувств» (Стендаль).
– «Начни, и дело будет сделано».(И. Гёте)
3. Девиз: «Пусть в вашей жизни будет только хорошее настроение».
4. Особая организация пространства. Например, создание «комнаты смеха», «Болото», «Скачки».
«Комната смеха» — это своеобразное путешествие вокруг света. Заранее разрабатывался маршрут. Путешественники с завязанными глазами преодолевали множество препятствий. В пустыне шли через воображаемые верблюжьи колючки (веники), в тропиках на путешественника набрасывалось «стадо обезьян» (нацеплялись всевозможные заколки, прищепки), на руки лился небольшой дождик, надевалась на голову корона. Был и горный перевал (переход через стулья), и пещера — надо было пролезть под столом.
После прохождения всех препятствий путешественника подводили к зеркалу и снимали повязку. Он и все окружающие (некоторые допускались как зрители) могли посмеяться.
Больше препятствий мы устраивать не рекомендуем, т.к. это займет много времени и все желающие не смогут попасть в эту комнату.
Игра «Болото» (Марина Битянова). «Школьный психолог», № 31, 2001). Поле из 36 клеток, маршрут показывали детям в течение 10 секунд, затем выбранная группа пробовала его пройти, обнаружив все кочки.
Игра «Скачки» (можно проводить на улице во время прогулки). Применялись скакалки и резинка. Задания обычные — на внимание. Нужно было выполнить заданные прыжки через скакалку и выпрыгнуть из резинки на определенное слово.
5. Конкурсы: «Самый творческий ответ», «Детский сад будущего» (конкурс рисунков).
Работа с семьей: выставка работ, хобби семей «Моя семья может» – рисунки, поделки, выпиливание, резьба и т.д.
Акция «Я лучший». День успешности каждого ребенка. Каждый ребенок получает за день какую-либо медаль, значок… за лучший рисунок, подделку, улыбку, поведение, сон, помощь на занятии…
6. РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ: Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немножко юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.
Споткнулся – встань,
С кем не бывает?
Потри синяк – и снова в путь.
Ведь мы из тех,
Кто не стенает и синяков не замечает,
Кто, рухнув, все-таки мечтает
взмыть в небеса когда-нибудь.
Рекомендуемая литература при подготовке Недели психологии:
1.Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. – М., 2007.
2. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М.: «Ось-89», 2006.
3. Неделя психологии в школе / Т. Азарова, М. Битянова, Т. Беглова и др. – М.: Чистые пруды, 2005.
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М., 2006.
5. // Школьный психолог, № 3 2008 год.
Делюсь своими идеями из опыта работы.
План проведения недели психологии
Тема: «Психологическое здоровье»
|
Цитата дня |
Мероприятия |
Ответственные |
||
Дети старшего дошкольного возраста |
Родители |
Педагоги |
|||
Понедельник |
Выживание требует от человека сплава энергии, силы духа, уверенности в себе и готовности посмеяться над собой.Марша Петри Сью
|
-Беседы на тему Дружбы-Волшебные Должности-Рисунок «Моя семья» (старшие группы) | Информирование о выставке рисунков:«Полезные и вредные мультфильмы» | Диагностика: Кто Вы: круг, квадрат, зигзаг, треугольник или прямоугольник? (по желанию). | Педагоги группПедагог-психолог |
Вторник |
Выбросите из своей жизни все, что ограничивает ваши способности, мечты и возможности, мешает двигаться к успеху и занимает место, предназначенное для процветания. Орисон Марден
|
-Игры на развитие навыков общения, доверия:«Кто позвал?», «Снежный ком», «Падаем в обморок», «Дарим подарки» и др.-Беседы по теме «Общение»-Волшебные Должности
-Рисунок «Я в детском саду. Я в школе» (подготовительные группы) |
Сбор материала на выставку | Оформление выставки | Педагоги групп Педагог-психолог |
Среда |
Способность контролировать мысли позволяет вам творить свой собственный мир.Брэд Дженсен | –Акция «Самый лучший».–Волшебные Должности.
-Рисунок «Моя семья» (подготовительные группы) |
Тест-опросник Удовлетворенности браком (по желанию)Сбор материала на выставку. | Компьютерное тестирование по желанию. | Педагог-психологПедагоги групп |
Четверг |
Успех приходит, когда вы делаете то, что любите, и стремитесь быть лучшим в своей области.Брайан Трейси
|
-Игры на развитие эмоций:«Покажи эмоцию», «Угадай Эмоцию», «Азбука настроения»-Волшебные Должности-Рисунок «Я в детском саду» (старшие группы) | Оформление выставки рисунков.Видеосалон: «Вредные мультфильмы». | Семинар-практикум «Развитие воображения и творчества у детей дошкольного возраста». | Педагог-психологПедагоги групп |
Пятница |
Чего от жизни хотите вы? Истинный ответ на этот вопрос даст вам свободу действий.Ранди Нойес | -Игры для поднятия настроения, повышения самооценки:«Гирлянда положительных качеств», «Комплимент».-Волшебные Должности | Выставка рисунков «Полезные и вредные мультфильмы». | Компьютерное тестирование по желанию. | Педагог-психологПедагоги групп |
Педагог-психолог