диагностика, коррекция, эмоционально-волевая сфера, диагностика семьи | Психологическое зеркало Полезный ресурс для Вас! Практические материалы, методические пособия, картотеки!

Авторский прием диагностики и коррекции «Волшебная страна»

Авторский прием диагностики и коррекции эмоционально-волевой сферы.

Хочу познакомить с приемом работы, который использую в своей практике.

При начале работы с детьми разного возраста и с различными сложностями развития, практикую прием, который назвала «Волшебная страна» или «Волшебный город».

Цель: диагностика внутреннего мира, особенностей эмоциональной сферы детей и характера взаимодействия с социумом.

Задачи:

— релаксация, установление контакта с ребенком;

— наблюдение за деятельностью и поведением;

— анализ взаимодействия с внешним миром;

— анализ семейной ситуации.

Материалы:

  1. Место: у меня в кабинете оборудована площадка для рисования на песке с нижней подсветкой, в Вашем случае это может быть песочница (правила организации рабочего места стандартны для песочной терапии).
  2. Материалы для построения страны: дома разного цвета и с разными эмоциями (см. фото) (мы используем комплект из 8 домов: 2 желтых веселых, 2 агрессивных (серый и черный), 1 серый грустный, 1 розовый удивленный, 1 бледно желтый спокойный, 1 в виде сердца), природные материалы (ракушки, камни, шишки).
  3. Персонажи: можно использовать игрушки Киндер сюрпризы или другие маленькие модели живых и неживых существ, предметов.
  4. Протокол (в свободной форме).

Время: от 3 до 10 мин.

Процедура диагностики.


  1. Знакомство с песком. Детям предлагается порисовать на песке. Наблюдаем за  реакциями, характером знакомства. Для фиксации наблюдений можно использовать бланк «Карта наблюдений по методике «Волшебная страна» или вести свободную запись, которая поможет проанализировать данные позже.
  2.  Беседа «Волшебная страна»: Представь, что перед тобой волшебная страна. Как ты думаешь, что в ней находится? (Если возраст или поведение ребенка не позволяет вести беседу, можно сразу перейти к п.№3). Характер ответов позволит понять особенности ребенка. Если ребенок сам отвечает: река, горы деревья, то можно предложить сразу моделировать или рисовать на песке названные объекты.
  3. Застройка. Наводящими вопросами подводим ребенка к тому, что в любой стране, городе есть дома. Ребенку предлагается выбрать 1 или несколько домов для своей страны и разместить их где ему хочется. Если на предыдущем этапе были прорисованы реки, горы, моря, болота и т.д., то при размещении домов эти объекты учитываются. В протоколе фиксируются расположение домов и объекты. После первой расстановки домов ребенка спрашивают, хочет ли он поставить еще дома, если да, то дома добавляются. Эта процедура может повторяться несколько раз, психолог останавливает «застройку» в случае необходимости (если ребенок пытается перенести все дома, неосознанно выбирая их). Исходя из нашей практики, чаще всего дети сами находят разумный предел.
  4. «Преобразование». Ребенку предлагается дополнить свою страну морями, реками, лесами и т.д., используя предложенные материалы (камни, ракушки, шишки) или дорисовать нужный элемент. Если ребенка все устраивает или он потерял интерес к данной деятельности, переходим к следующему этапу.
  5. Беседа «Какой дом». Позволяет выяснить, как оценил ребенок цвет и настроение дома при выборе, как он лично его воспринимает. Ответы фиксируются. Этот этап может проводиться одновременно п /п 3.
  6. «Жильцы». Ребенку предлагается выбрать игрушки и расселить в домики. Этот этап может быть пропущен.
  7. «Я». Найти домик для себя. Затем ребенку предлагается выбрать для себя фигурку, если его не устраивает уже имеющаяся, то выбирается другая.
  8. «Гости». Ребенку предлагается выбрать домики для гостей, которые могут приехать к нему в гости:

— Куда поселится твоя мама, если приедет к тебе в гости? А папа? Брат…(далее от запроса могут быть упомянуты другие члены семьи)? Воспитатель (если необходимо исследовать данную сферу взаимоотношений)?

Ребенку предлагается выбрать имеющийся домик или поставить для гостя новый. Выбрать персонажа для обозначения данных гостей. В протоколе фиксируется, в какие дома и кого поместил ребенок, его спонтанные фразы. Показательным является вид домика, подселяет ли ребенок кого-либо из членов семьи к себе в домик (привязанность) или к кому-то другому.

  1. «Дорожки». Далее у ребенка спрашивается: будут ли жители страны ходить в гости, ребенок рисует соответствующие дорожки от домиков. Здесь показательным является характер соединения домиков (со всеми, игнорируемые домики, домики, к которым идут дорожки от всех других). Это во многом является показателем общительности ребенка, наличием или отсутствием взаимодействия с жителями этих домов, характером переживаний эмоции отраженном на доме.

10. «Оценка». Ребенка спрашивают, нравится ли ему его страна, хотел бы он в ней жить, все ли его устраивает. Данный ответ частично отражает самооценку ребенка, отношение его к своему внутреннему миру. В конце ребенок прощается со своей страной.

 

На этом диагностический этап заканчивается, если необходима коррекционная работа то в зависимости от состояния ребенка она может продолжиться сразу, либо страна сохраняется до следующего занятия.

11. Если страна не нужна для продолжения работы психолог ее фотографирует, ребенок разбирает.

Коррекционный этап может включать трансформации созданного пространства, разыгрывание ситуаций, решение созданных проблем. Например, можно предложить построить школу, детский сад, выбрать учеников, учителя и разыграть ситуации (все ли устраивает, что хотелось бы изменить?).

 

Подробнее о данном приеме работы вы можете прочитать в пособии «Авторский прием диагностики и коррекции эмоционально-личностной сферы «Мой город», которое содержит фото-примеры городов детей, анализ ситуаций, раскладки домов для их изготовления (раздел МАГАЗИН).

{lang: 'ru'}
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

*

SEO Powered by Platinum SEO from Techblissonline
Перейти к верхней панели
Тот, кто смотрит вне себя, – спит, тот, кто начинает смотреть внутрь себя, – просыпается Карл-Густав Юнг